Большая Советская энциклопедия

    («Сою́з благоде́нствия»,)

    тайное общество декабристов (См. Декабристы), созданное в начале 1818 на основе распущенного «Союза спасения» (См. Союз спасения). В «С. б.» вошли А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Руководящим органом в «С. б.» была Коренная управа, исполнительным — Совет (Дума) из 6 чел. «С. б.» делился на управы (в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др.). Состав его (около 200 чел.) был преимущественно дворянским. Организационное построение и легальные формы деятельности «С. б.» фиксировались в 1-й части устава («Зелёная книга»); во 2-й части, известной лишь основному ядру общества, формулировалась «сокровенная» цель «С. б.» — уничтожение самодержавия, крепостничества, введение конституционного правления. Эти цели предполагалось достичь относительно мирными средствами. Члены «С. б.» стремились преодолеть внутреннюю замкнутость и заговорщическую тактику «Союза спасения» посредством активного воздействия на общественное мышление. Союз привлек на свою сторону ряд литературно-просветительских и педагогических обществ, масонских лож, журналов. Члены «С. б.» в экономических, исторических, философских, литературных работах, в своих выступлениях критиковали крепостное право, деспотизм, аракчеевские порядки в армии, беззакония царского суда, администрации и цензуры, распространяли вольнолюбивые сочинения, вели революционную агитацию среди солдат. В январе 1820 в Петербурге на совещании члены Коренной управы по докладу Пестеля высказались за республику. Одновременно созревали замыслы «военной революции»: в обществе обострились разногласия по программным и тактическим вопросам. Для отсева ненадёжных и наиболее радикальных членов, а также для того, чтобы ввести в заблуждение правительство, в начале 1821 на московском съезде Коренной управы «С. б.» был объявлен распущенным. Наиболее активные его члены составили основу Северного общества декабристов (См. Северное общество декабристов) и Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов).

    Лит.: Базанов В. Г., Ученая республика, М. — Л., 1964; Порох И. В., Деятельность декабристов в Москве (1816—1825), в сборнике: Декабристы в Москве, [М., 1963]. См. также лит. при ст. Декабристы.

    А. Г. Тартаковский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ" - тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе "Союза спасения". Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

    «СОЮ́З БЛАГОДЕ́НСТВИЯ», тайная организация декабристов в 1818—21. Основан в Москве на базе «Союза спасения». Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

    * * *

    СОЮ́З БЛАГОДЕ́НСТВИЯ, тайное общество декабристов. Возник в 1818 в результате преобразования первой декабристской организации — Союза Спасения(см. СОЮЗ СПАСЕНИЯ).

    Цель союза

    Основные цели общества — ограничение самодержавия, введение представительной (конституционной) формы правления, освобождение крестьян, демократические реформы в разных областях государственной жизни. Действовать предполагалось путем распространения просвещения и формирования либерального общественного мнения. Был написан устав общества (названный «Зеленой книгой» — по цвету обложки); при работе над ним использовались уставы масонских лож и немецкого политического тайного общества Тугендбунд(см. ТУГЕНДБУНД). Устав предусматривал две степени посвящения членов: одним членам общества была известна сокровенная политическая цель общества, другие же знали только о просветительских и благотворительных его намерениях. Сама «Зеленая книга» предназначалась для второй категории членов и не содержала в себе ничего противозаконного. Членам предлагалось избрать для себя одну из отраслей деятельности: человеколюбие (т. е. благотворительность), образование, правосудие, общественное хозяйство. Вторая часть устава, которая должна была быть известна только главным членам, так и осталась ненаписанной, существовал только ее проект. На практике, по-видимому, разделение членов по степени посвящения соблюдалось не очень строго, но зато потом, на следствии, это дало возможность многим из них утверждать, что они участвовали в обществе, в котором не было ничего «противоправительственного». По решению Николая I(см. НИКОЛАЙ I Павлович) и Следственного комитета все бывшие члены Союза Благоденствия, не участвовавшие в тайных обществах после его роспуска, к суду не привлекались.

    Деятельность союза

    Союз Благоденствия был самой многочисленной из декабристских организаций, уже в первый год его существования число членов превысило 200 человек (точных сведений о количестве членов в последующие годы нет). Союз состоял из управ, подчинявшихся Коренному совету (Петербургская, Московская, Тульчинская, Кишиневская управы и др.). Члены Союза вели разнообразную деятельность: выкупали на волю талантливых крепостных, спасли нескольких крестьян, которых преследовали помещики, боролись с телесными наказаниями в армии; особое значение они придавали формированию общественного мнения в ходе салонных разговоров. Сохранилась памятка, написанная для себя Ф. Н. Глинкой(см. ГЛИНКА Федор Николаевич), что в разговорах следует порицать: Аракчеева(см. АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич), военные поселения(см. ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ), рабство и палки, леность вельмож, взяточничество чиновников, жестокость и небрежность судов и полиции; желать открытых судов и свободы печати; хвалить школы взаимного обучения по ланкастерской системе(см. ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА) и образцовые заведения для бедных. Во время голода 1821 в Смоленской губернии члены Союза (И. Д. Якушкин(см. ЯКУШКИН Иван Дмитриевич), М. А. Фонвизин(см. ФОНВИЗИН Михаил Александрович) и др.) организовали комитет помощи голодающим, спасший тысячи человек и размахом своей деятельности обеспокоивший Александра I(см. АЛЕКСАНДР I Павлович). Союз Благоденствия старался распространять свои идеи и через литературу, под его влиянием действовал литературный кружок «Зеленая лампа»(см. ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА), ряд членов-литераторов входил в Вольное общество любителей Российской словесности(см. ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ), предпринимались попытки создания собственного журнала. Под эгидой Союза действовало «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (популярная в то время ланкастерская методика), в 1817—18 было создано «Военное общество», через которое набирались новые члены Союза Благоденствия.

    Разрастаясь, Союз Благоденствия терял организационное и идейное единство. С одной стороны, в нем оказалось достаточно много случайных людей, с другой — усилился радикализм взглядов ряда членов (в первую очередь, П. И. Пестеля(см. ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович)), не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз (предполагалось, что до совершения революции в России требуется лет 20 просветительской работы), и все более склонявшихся к мысли о военном перевороте. Кроме того, существование Союза стало известно правительству вследствие доносов (да и слабой конспирации его деятельности), о чем узнали руководители Союза. Все это заставило их в начале 1821 созвать съезд представителей Союза Благоденствия в Москве. Местом заседаний служил дом братьев Фонвизиных. Центральным событием съезда стал демонстративный выход из общества М. Ф. Орлова(см. ОРЛОВ Михаил Федорович). В результате совещаний было решено распустить Союз Благоденствия. Множество членов Союза после его роспуска совершенно отошло от тайной политической деятельности. Те же, кто намеревался ее продолжать, считали роспуск «мнимым» и рассчитывали таким образом избавиться и от случайных, и от крайне радикальных сотоварищей. Впоследствии ими были созданы Южное общество(см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) и Северное общество(см. СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    тайное об-во декабристов, созданное в нач. 1818 на базе распущенного "Союза спасения". В "С. б." вошли А. Н. и H. M. Муравьевы, С. И. и М. И. Муравьевы-Апостолы, П. И. Пестель, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин и др. Законодат. власть в "С. б." принадлежала Коренной управе, куда первоначально входили основатели об-ва. В качестве исполнит. органа они избирали Совет (или Думу) из 6 чел. "С. б." делился на управы. Право вступления в об-во предоставлялось выходцам из всех свободных сословий, однако фактич. состав "С. б." (ок. 200 чел.) был преим. дворянским. Орг. построение и легальные формы деятельности "С. б." фиксировались в 1-й части устава ("Зеленая книга"). Существовала 2-я часть "Зеленой книги", не являвшаяся офиц. документом и известная лишь осн. ядру об-ва. В ней формулировалась "сокровенная" цель "С. б." - уничтожение самодержавия, крепостничества, введение конституц. правления. В практич. деятельности "С. б." добился немалых успехов: учреждение управ в Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др., основание или завоевание на свою сторону лит.-просветительских и педагогических об-в, масонских лож, журналов. Члены "С. б." подвергали публичной критике крепостное право, деспотизм, аракчеевские порядки в армии, беззакония царского суда, администрации и цензуры, распространяли вольнолюбивые сочинения, вели революц. агитацию среди солдат. Идеологич. принципы "С. б." ярко отразились в экономич., историч., философских, лит.-критич. выступлениях его членов. Под воздействием массовых антикрепостнич. движений, волнений в армии, революций в Европе и роста реакции "Священного Союза" в "С. б." обострились разногласия по программным и тактич. вопросам. Для их обсуждения Коренная управа созвала в янв. 1820 в Петербурге совещание, на к-ром по докладу Пестеля большинство высказалось за республику. Одновременно вызревали замыслы "военной революции". С целью преобразования "С. б." в более гибкую и действенную орг-цию в нач. 1821 был созван моск. съезд Коренной управы. Для отсева ненадежных и наиболее радикальных членов, а также для того, чтобы ввести в заблуждение пр-во, "С. б." был объявлен распущенным. Наиболее активные члены его составили основу Северного и Южного об-в декабристов.

    Лит.: Рыпин А. Н., Обществ. движение в России при Александре I, 5 изд., П., 1918; Семевский В. И., Политич. и обществ. идеи декабристов, СПБ, 1909; Базанов В. Г., Ученая республика, М.-Л., 1964; Ланда С. С., О нек-рых особенностях формирования революц. идеологии в России. 1816-1821 гг., в кн.: Пушкин и его время, в. 1, Л., 1962; Чернов С. Н., У истоков рус. освободительного движения, (Саратов), 1960; Порох И. В., Деятельность декабристов в Москве (1816-1825), в сб.: Декабристы в Москве, (М., 1963). См. также лит. при ст. Декабристы.

    А. Г. Тартаковский. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

    СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ
    "СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ" - тайная организация декабристов в 1818-21. Основан в Москве на базе "Союза спасения". Ок. 200 членов. Во главе Коренная управа (30 учредителей) и Дума (6 человек). Местные управы в Санкт-Петербурге, Москве, Тульчине, Кишиневе и др. Цель (известна только учредителям): уничтожение самодержавия и крепостничества, введение конституционного правления. Через печать и литературно-просветительские общества воздействовал на общественное мнение. Распущен ввиду программных и тактических разногласий и для отсева ненадежных. Наиболее активные члены образовали Южное и Северное общества декабристов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: