Большая Советская энциклопедия

    Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло■ (т. 1—4, 1814—15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815—16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1—2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман «Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) √ сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.

    Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.

    Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит «...пошлой рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Г. за отрыв от «...живой и полной действительности» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).

    Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740— 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804—07). В 1807—13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в «Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг).

    Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир («неведомое царство»), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.

    Произведения Г. оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана («Крейслериана■), Р. Вагнера («Летучий Голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).

    Г. — автор первой нем. романтической оперы «Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.

    Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1—3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.

    Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы», 1937, в. 3; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776— 1822, ⌠Музыкальное образование■, 1926, № 3—4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805—1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Künstler, B., 1954; Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musikästhetiker, «Die Musik», 1907, 6 Jg, April, S. 67-84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Köln, 1954.

    С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман "Эликсир дьявола", 1815-16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть "Золотой горшок", 1814; сказки "Крошка Цахес", 1819, "Повелитель блох", 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман "Житейские воззрения Кота Мурра", 1820-22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина" (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман ("Крейслериана"), Ж. Оффенбах ("Сказки Гофмана"), П. И. Чайковский ("Щелкунчик"), в 20 в. - П. Хиндемит ("Кардильяк").

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776-1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кенигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кенигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822. Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814-1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816-1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819-1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа - Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819-1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях - как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы - Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений - камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гофман Э.Т.А. Избранные произведения, тт. 1-3. М., 1962 Житомирская З.В. Э.Т.А.Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы о нем. М., 1964 Берковский Н.Я. Э.Т.А.Гофман. - В кн.: Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973 Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М., 1982 Э.Т.А.Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы. М., 1987

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Го́фман Эрнст Теодор Амадей

    (1776—1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Романтическая ирония и фантазия, мистический гротеск (роман «Элексир дьявола», 1815—16) и иррациональность повседневного, темы безумия и реальности иллюзорного в фантастических повестях-сказках «Золотой горшок» (1814), «Песочный человек» (1817), «Крошка Цахес» (1819), сатирический роман «Житейские воззрения Кота Мурра» (1820—22), новеллах (в том числе «Музыкальные страдания Иоганнеса Крейслера, капельмейстера», 1810). Основные конфликты — столкновение грубой «прозы жизни» и романтического идеала, противостояние филистерства тонкой душе художника — осмыслены с точки зрения проницательно-трезвого авторского взгляда. Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман (фортепианный цикл «Крейслериана»), Ж. Оффенбах (опера «Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский (балет «Щелкунчик»), в XX в. — П. Хиндемит (опера «Кардильяк»).

    * * *

    ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей

    ГО́ФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776—1822), немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола», 1815—16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть «Золотой горшок», 1814; сказки «Крошка Цахес», 1819, «Повелитель блох», 1822), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман «Житейские воззрения Кота Мурра», 1820—22). Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина» (1814). Поэтические образы Гофмана претворили в своих сочинениях Р. Шуман(см. ШУМАН Роберт (композитор)) («Крейслериана»), Ж. Оффенбах(см. ОФФЕНБАХ Жак) («Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский(см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) («Щелкунчик»), в 20 в. — П. Хиндемит(см. ХИНДЕМИТ Пауль) («Кардильяк»).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    Ѓ́ОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (1766—1822), нем. писатель-романтик. В России известен с 20-х гг., им увлекались В. Ф. Одоевский, Н. А. Полевой, Н. В. Гоголь, участники кружков А. В. Станкевича и А. И. Герцена. В рус. лит-ре этого времени связь с Г. выражалась не столько в заимствовании конкретных мотивов, сколько в сходной трактовке таких актуальных тем, как роль иск-ва и художника в об-ве, лишенном духовных интересов, враждебная человеку сила денег, жизнь гор. низов и т.д. Сатирич. фантастика, переплетенная с реальностью, — отличит. признак стиля Г. — развивалась в рус. лит-ре в значит. степени самостоятельно.Находясь под арестом за дуэль с Э. Барантом, Л. читал Г. (см. письмо В. Г. Белинского В. П. Боткину от 15 марта 1840 — XI, 496). В лит-ре были попытки установить связь с Г. фантастич. эпизодов в неоконч. повести «Штосс», герой к-рой, художник Лугин, имеет отдаленное сходство с «артистич. натурами» у Г. Встречается у Г. и мотив оживающего портрета. Указывалось также, что таинств. карточная игра в «Штоссе», а также проигрыш жены в «Тамбовской казначейше», возможно, связаны с новеллой Г. «Счастье игрока» («Spielerglück», 1819), к-рая ввела в лит-ру 19 в. тему одержимости карточным азартом, сбросив с нее мистич. ореол и обнажив своекорыстные источники страсти. Однако мотив роковой роли карт, как и сочетание обыденности и «чертовщины», появился в рус. лит-ре до Л. (А. С. Пушкин, Гоголь, писатели-романтики). Развивая эти мотивы, а подчас и пародируя их (в «Тамбовской казначейше»), Л. мог перенять и тот гофмановский элемент, к-рый участвовал в их формировании.Лит.: Семенов (2), с. 385—92; Родзевич (2), с. 103—110; Шувалов (1), с. 325—26; Морозов П., Э. Т. А. Гофман в России, в кн.: Гофман Э. Т. А., Избр. соч., т. 1, М. — П., 1923, с. 39—45; Левит Т., Гофман в рус. лит-ре, в кн.: Гофман Э. Т. А., Собр. соч., т. 6, М., 1930, с. 336—57; Федоров (1), с. 190—92, 222; Федоров (2), с. 283—84; Нейман Б. В., Фантастич. повесть Л., «Науч. доклады высшей школы. Филологич. науки», 1967, № 2, с. 14—24; Ботникова А. Б., Э. Т. А. Гофман и рус. лит-ра, Воронеж, 1977; Passage Ch. E., The Russian Hoffmannists, The Hague, 1963, p. 186—92; Mersereau J., Lermontov\'s «Stoss»: hoax or literary credo?, «Slavic review», v. 21, № 2, 1962, p. 282—87; Ingham N. W., E. T. A. Hoffmann\'s reception in Russia, Würzburg, 1974, p. 251—60; Житомирская З. В., Э. Т. А. Гофман, Библиография рус. переводов и критич. лит-ры, М., 1964.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: