Большая Советская энциклопедия

    Клейн Роман Иванович [19(31).3.1858‒3.5.1924, Москва], русский архитектор. Учился в петербургской АХ (1877‒82), затем в Париже у Ш. Гарнье (до 1884). Академик петербургской АХ (1907). Преподавал в Рижском политехническом институте, находившемся в эти годы в Москве (1916‒18), и в Высшем техническом училище в Москве (1918‒23). Сооружения К. отличаются высоким качеством исполнения, но эклектичны по характеру (преимущество модернизованная классика). Главное произведение К. в Москве ‒ здание Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1898‒1912), а также Средние торговые ряды на Красной площади (1892), здание универсального магазина «Мюр и Мерилиз» (ныне Центральный универмаг; 1908), Бородинский мост (1912). В 1918‒24 К. участвовал в ряде архитектурных конкурсов на проекты рабочих посёлков для Донбасса, Грозного, Туапсе.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КЛЕЙН Роман Иванович (1858-1924) - российский архитектор. Использовал новые материалы и конструкции. Построил в Москве в духе модернизированной классики Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1898-1912), Бородинский мост (1912), в духе неоготики - универсальный магазин (ныне ЦУМ; 1908).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Клейн Роман Иванович

    (1858—1924), российский архитектор. Использовал новые материалы и конструкции. Построил в Москве в духе модернизированной классики Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1898—1912), Бородинский мост (1912), в формах неоготики — универсальный магазин (ныне ЦУМ; 1908).

    * * *

    КЛЕЙН Роман Иванович

    КЛЕЙН Роман (Роберт) Иванович [19 (31) марта 1858, Москва — 3 мая 1924, там же], русский архитектор. Использовал новые материалы и конструкции. Построил в Москве в духе модернизированной классики Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1898—1912), Бородинский мост (1912), в духе неоготики — универсальный магазин (ныне ЦУМ; 1908).

    Семья. Образование

    Родился в семье коммерсанта, где был пятым из семи детей. В доме постоянно бывали артисты, художники, музыканты, что оказало большое влияние на формирование вкусов мальчика. После успешного окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, поступил в петербургскую Академию художеств (1877—82). Предпринял двухлетнюю поездку в Италию и Францию, в Париже учился в мастерской Шарля Гарнье(см. ГАРНЬЕ Шарль). По возвращении в Россию некоторое время работал у академика В. О. Шервуда(см. ШЕРВУД Владимир Осипович) в период строительства Исторического музея(см. ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ) в Москве.

    В 1916—18 гг. профессор Рижского политехнического института, эвакуированного в Москву, затем профессор Московского высшего технического училища (1918—23). Его учениками были И. И. Рерберг(см. РЕРБЕРГ Иван Иванович), Л. А. Веснин(см. ВЕСНИНЫ), Г. Б. Бархин(см. БАРХИН Григорий Борисович) и др.

    Основные постройки

    Клейн построил в Москве более 60 зданий, выполненных в основном в духе неоклассики и исторических стилей с применением новых материалов и конструкций. Каждое здание носит печать творческой индивидуальности автора.

    Одна из первых крупных работ — постройка Средних торговых рядов на Красной площади (1892), на месте снесенных ветхих складов и лавок. Здание, состоящее из нескольких корпусов, «простирается до 4000 саженей» — 400 торговых помещений.

    Спустя 17 лет по проекту Клейна был возведен универсальный магазин европейского типа для фирмы «Мюр и Мерилиз» (1906—1908, ныне Центральный универмаг). Он был построен на месте сгоревшего старого здания на углу Петровки и Театральной площади. Новшеством было конструктивное решение здания — Клейн применил металлический каркас (изготовлен на Петербургском металлическом заводе), благодаря которому в магазине впервые появились огромные окна с зеркальными стеклами (строительство обошлось в 1,5 млн. рублей).

    Такие крупные работы, как Трехгорный пивоваренный завод, Доходный дом Перлова на Мясницкой (ныне магазин «Чай»), комплекс больничных зданий и клиник на Девичьем поле, ряд учебных заведений и частных особняков сделали имя Клейна широко известным.

    Главное дело жизни

    Профессор И. В. Цветаев(см. ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович), с которым Клейн познакомился во время работы над проектом клиник на Девичьем поле, пригласил его участвовать в объявленном в 1896 Академией художеств конкурсе на проект здания Музея изящных искусств. Проекту Клейна, одному из 15 представленных (участвовали такие известные архитекторы, как Г. Д. Гримм и Б. В. Фрейденберг), были присуждены первая премия и золотая медаль, и он был приглашен на должность архитектора и строителя музея.

    Строился первый в России музей, посвященный истории скульптуры и архитектуры со времен Древнего Египта до эпохи Возрождения. При этом музей должен был стать университетским учебным заведением и общедоступным просветительским центром. Для Клейна, как и для Цветаева, строительство музея стало главным делом жизни, оно находилось в центре внимания не только Российской, но и европейской культурной общественности. Решающую роль в финансировании работ сыграл меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов(см. МАЛЬЦОВЫ), пожертвовавший около 2 млн. рублей на строительство и приобретение экспонатов. Он же оплатил облицовку фасадов и интерьеров музея лучшими сортами мрамора, как заграничного, так и уральского.

    Здание музея, эклектичное в основе, выполнено на высочайшем профессиональном уровне. Интерьеры 22 экспозиционных залов Клейн решил в стилях разных исторических эпох, при этом оставаясь исключительно точным в их архитектурной трактовке. Здание сильно пострадало во время пожара 1904, но было восстановлено. Строительство продолжалось 15 лет. После торжественного открытия музея Р. И. Клейн был представлен к званию академика и награждению золотой медалью.

    Наиболее значительными постройками Клейна последующих лет было строительство Бородинского моста, кинотеатра «Колизей» на 700 человек на Чистых прудах, реставрация старого здания Московского университета на Моховой улице.

    В 1918—24 участвовал в ряде конкурсов на проекты рабочих поселков для Донбасса, Грозного, Туапсе.

    В последние годы жизни Клейн тяжело болел, но продолжал педагогическую работу.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: