Словарь Брокгауза и Ефрона

    (cantus planus, plein-chant) — напевы, установленные в римско-католической церкви папою Григорием Великим, в конце VI в. Это пение есть результат музыкальной реформы, к прежним четырем амвросианским ладам прибавившей еще четыре. Первые стали назыв. автентическими (действительными), вторые — плагальными (побочными). Каждому автентическому ладу соответствовал плагальный, отстоявший на чистую кварту вниз. 1-й автентический: d e f g a h с d, 1-й плагальный: a h с d e f g а; 2-й автентический: e f g a h с d e, 2-й плагальный: h c d e f g a h; 3-й автентический: f g a h c d e f, 3-й плагальный: с d e f g a h с; 4-й автентический: g a h c d e f g, 4-й плагальный: d e f g a h c d. Тоника автентического лада считалась тоже тоникой соответствующего ему плагального. Григорий установил в ладах октавную систему и греческие названия семи тонов гаммы заменил семью буквами латинской азбуки: А (ля), В (си), С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль). В круглое (В rotundum) обозначало си бемоль, В квадратное (В quadratum) — си бекар. Для григорианского пения употреблялась нотация из пневм (см.).

    Реформа Григория коснулась и ритма церковного пения, который ранее вполне подчинялся ритму текста. Григорианское пение, независимо от текста, состояло из продолжительных и равных по длительности тонов, вследствие чего пение стало называться cantus planus. До Григория на каждый слог текста в церковном пении приходилась одна нота. В григорианских пневмах несколько тонов исполнялись на один слог. Пневма или мелодическая колоратурная фигура применялась на последнем слове антифона. Все григорианские напевы собраны были Григорием в один сборник — антифонарий, который был прикреплен цепью к алтарю церкви св. Петра в Риме. Григорианское пение распространилось по Англии, Франции, Испании, Германии. Ревностным распространителем его был Карл Великий. Автентические и плагальные лады имеют сходство с нашими гласами (см.).

    Н. Соловьев

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большой энциклопедический словарь

    ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ (григорианский хорал) - песнопения римско-католической церкви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в кон. 6 в. при папе Григории I (отсюда название). Сложилось в 8-9 вв. Синтезировало интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. Языковая основа григорианского пения - латынь. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон; мелодии строились в 8 средневековых ладах, записывались невмами, с 12 в. - нотолинейной квадратной нотацией. Григорианские мелодии используются как тематическая основа многих духовных произведений (композиторы нидерландской школы, Палестрина, И. С. Бах, Ф. Лист, В. д Энди).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    григориа́нское пе́ние

    (григорианский хорал), песнопения римско-католической церкви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в конце VI в. при папе Григории I (отсюда название). Сложилось в VIII—IX вв. Синтезировало интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племён. Языковая основа григорианского пения — латынь. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон; мелодии строились в 8 средневековых ладах, записывались невмами, с XII в. — нотолинейной квадратной нотацией. Григорианские мелодии используются как тематическая основа многих духовных произведений (композиторы нидерландской школы, Палестрина, И. С. Бах, Ф. Лист, В. д’Энди).

    * * *

    ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ

    ГРИГОРИА́НСКОЕ ПЕ́НИЕ (григорианский хорал), песнопения римско-католической церкви. Отбор, канонизация текстов и напевов были начаты в кон. 6 в. при папе Григории I (отсюда название). Сложилось в 8—9 вв. Синтезировало интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур, элементы византийского, амвросианского пения, фольклор германских и кельтских племен. Языковая основа григорианского пения — латынь. Песнопения исполнялись мужским хором в унисон; мелодии строились в 8 средневековых ладах(см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ), записывались невмами(см. НЕВМЫ), с 12 в. — нотолинейной квадратной нотацией. Григорианские мелодии используются как тематическая основа многих духовных произведений (композиторы нидерландской школы(см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА), Палестрина(см. ПАЛЕСТРИНА), И. С. Бах(см. БАХ Иоганн Себастьян), Ф. Лист(см. ЛИСТ Ференц), В. д"Энди(см. ЭНДИ Венсан д`) ).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    григорианский (грегорианский) хорал (итал. canto gregoriano, франц. chant grйgorien, нем. gregorianischer Gesang, gregorianische Melodien, Gregorianik), - общее наименование одноголосных богослужебных песнопений католпч. церкви. Название связано с именем папы Григория I (лат. Gregorius), прозванного Великим (ум. 604), к-рый, согласно преданию, составил антифонарий - круг строго канонизиров. песнопений, распределённых в пределах церк. года; оно было присвоено католич. богослужебным песнопениям через 300 лет после смерти Григория I. Создание антифонария явилось завершением деятельности римской церкви по упорядочению христ. богослужения, начавшейся ещё в 4 в., когда Рим стал центром всей западной христ. церкви. Г. п. сложилось в результате отбора, переработки и унификации в соответствии с целями и эстетич. установками римской церкви разл. богослужебных напевов, создававшихся в Риме или в местных центрах христ. пения. Г. п. содействовало укреплению духовной гегемонии католич. церкви и объединению её вокруг папского престола. Оно опиралось на традиции многовекового развития культовой музыки; в нём нашли претворение элементы муз. иск-ва ряда европейских и восточных народов. Язык Г. п. был латинским; он был чужим для др. народов и архаичным для самих римлян, поскольку разговорный язык к этому времени сильно эволюционировал. Источником текстов Г. п. служила Библия, хотя с течением времени к библ. текстам были сделаны разл. добавления. Г. п. является строго одноголосным, независимо от того, исполняется ли песнопение одним певцом или хором. Одноголосие его не только способствовало лучшему восприятию текста, но и символизировало полное единение чувствований и помыслов верующих. В соответствии с предписанием о недопущении женщин к участию в богослужебном пении песнопения исполняли только мужчины. Песнопения Г. п. неоднородны - они включают в себя как простейшее псалмодирование, гл. обр. на одном звуке, так и более мелодически развитые и напевные построения, связанные с традицией гимнов, и даже узорчатые, мелизматич. отрывки. В целом для Г. п. характерны строгость, сдержанность мелодики, подчинение её тексту. Во всех случаях преобладают плавные, поступенные ходы голоса; движение голоса вверх тотчас же уравновешивается последующим нисхождением и наоборот. Очень характерен постепенный подъём вначале (т. н. "ввод"), более или менее длительное пребывание на достигнутом уровне ("туба", или "тенор"), связанное с псалмодированием, и заключение - спуск мелодии к исходному уровню. В середине напева ("медианта") обычно располагается его высшая точка.

    Самые ранние сохранившиеся рукописные записи Г. п. относятся к концу 8 в. Они содержат только тексты песнопений. В др. записях 8-9 вв. тексты песнопений снабжены указаниями на тот или иной церк. лад, в к-ром их надлежало исполнять. Первые нотные записи Г. п. появились в 9 в. В них была применена невменная система нотации (см. Нeвмы). Т. о. указывались направление движения мелодии, оттенки, но не точные интервалы и ритмика. Лишь позднее появились невменные записи, в к-рых точно обозначалась и высота звуков. Переход к этой системе записи облегчил обучение певцов, но привёл и к известному упрощению мелодий, в к-рых исчезли интервалы, меньшие полутона и многие украшения. Однако и эти записи не передавали ритмич. строения мелодий. Поэтому о ритмике Г. п. высказывались различные взгляды. Согласно точке зрения А. Мокеро (работы 1908-27), ритмич. организация Г. п. всецело зависела от текста, определяясь его выразительным "ораторским" произношением. По мнению А. Дешеврана (1895 и 1904), в Г. п. обнаруживалась и метроритмич. периодичность, связанная с закономерностями собственно-муз. развития. Скорее всего имело место нечто среднее: в псалмодич. отрывках ритмика полностью определялась текстом, в мелодически более оформленных концовках применялись установившиеся ритмич. формулы, а в мелиз-матич. распевах, исполнявшихся на один слог текста, ритмич. структура подчинялась закономерностям мелодич. развития. Поскольку ритмика точно не фиксировалась, большое значение приобретала вариантность: тот же самый напев мог исполняться разл. певцами в разл. ритмич. прочтении. В 12-13 вв. в связи с эволюцией нотной записи появилась возможность точно фиксировать ритмич. сторону напевов; однако к тому времени, согласно историч. свидетельствам, традиция исполнения Г. п. претерпела существ. изменения - оно стало более мерным и медленным, в связи с чем получило название "плавное пение" (лат. cantus planus, франц. plain chant, англ. plain song). Т. о., зафиксировать ритмику более ранних форм Г. п. было уже невозможно.

    Г. п. строго диатонично; любой из напевов отвечает одному из 8 церковных, или средневековых ладов. Однако, хотя к тому времени была разработана теория октоиха (системы восьми диатонич. ладов), практически в каждом из ладов использовался гл. обр. гексахорд; в отд. попевках ясно выступают черты пентатоничности.

    Развитые формы Г. п. представлены т. н. антифонной псалмодией, в к-рой используется чередование двух хоров. В антифонной псалмодии исполнение каждой строфы псалма обычно предваряется короткой мелодия, фразой - антифоном, к-рая выполняет как бы роль рефрена. В нек-рых антифонах мелодика достигает значит. сложности. Ещё большее мелодич. богатство отличает т. н. респонсориальную псалмодию, где пение солиста чередуется с небольшими репликами хора. И наконец наибольшая свобода мелодического развития свойственна т. н. юбиляциям - пышным мелизматическим образованиям, возникающим чаще всего на возгласе аллилуйя.

    Разнообразные виды Г. п. объединились в мессе - наиболее целостном и интересном с муз. стороны разделе католич. богослужения.

    Ещё до создания первого антифонария во всех странах, принявших католич. религию, насаждалась римская литургия. При этом она смешивалась с местными напевами, преобразовывалась под влиянием местных исполнит. традиций. В связи с этим возникали особые её разновидности. Важнейшими из них были галликанская (распространившаяся также в Сев. Италии, Испании, Британии и Ирландии) и мозарабская (ведущая происхождение из Толедо в Испании). В нек-рых странах римская литургия вообще не привилась. С 8 в. римские папы активно насаждали унифициров. римскую литургию, Г. п. во всех странах католич. религии. Процесс этот закончился лишь к 11 в., при папе Григории VII (1073-85), в пору, когда духовная и светская власть папства достигла своего апогея.

    Хотя Г. п. мыслилось как нечто вполне устойчивое и неизменное, оно всё же развивалось и эволюционировало. Наряду с постепенным изменением традиции исполнения, превратившим Г. п. в "плавное пение", менялся и его состав. Так, в 9 в. возникли секвeнции, или прозы, образовавшиеся в связи с подтекстовкой юбиляций. В то же время появились и т. н. трoпы - вставки в напевы, добавления или интерполяции осн. текста. Возникновение секвенций и троп можно рассматривать как своего рода реакцию на отвечавшее пожеланиям идеологов церкви "окостенение" Г. п. в "плавном пении".

    Ок. 9 в. на основе Г. п. возникают первые ранние формы культового многоголосия - органум и дискант. В процессе последующего развития церк. многоголосия значение в нём напевов Г. п. падает; разрушается и система ср.-век. ладов.

    В конце 19 в. в зап.-европ. странах, прежде всего во Франции, возникает движение, направленное к реставрации старинного римского богослужения и ранних форм Г. п. Переиздаются старинные рукописи, дискутируются вопросы ритмики Г. п., возникают разл. "школы" его интерпретации. Движение реставрации Г. п. было поддержано папой Пием X, в результате чего появились подготовленные спец. комиссией "официальные" новые издания Г. п. (Graduale Romanum - 1908, Antiphonale Romanum - 1912, Officium hebdomadis sanctae - 1923, и др.). 2-й ватиканский концильс в 1963 определил Г. п. как "свойственное римской литургии пение", однако наряду с ним разрешил использовать в богослужении и другие виды церковной музыки, в том числе вокальное многоголосие. Г. п. использовалось в композиторском творчестве (В. д'Энди, О. Респиги и др.); в 19-20 вв. особенно часто привлекалась секвенция "Dies irae".

    Издания: Monumenti vaticani di paleografia musica latina, 1-2, Hrsg. von H. M. Bannister, Lipsiae, 1913 (Codices e vaticani selecti phototypice expressi, t. XII); Monumenta musicae sacrae. Hrsg. R. J. Hesbert, Mвcon, 1952-; Monumenta monodica medii aevi, Kassel - Basel, 1956-; Le graduel romain. Йd. critique par les moines de Solesmes, Solesmes, 1957 -.Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-417; Pothier J., Les mйlodies grйgoriennes d'aprиs la tradition, Tournai, 1880, 1890; Gevaert Fr. A., Les origines du chant liturgique de l'йglise latine, Gand, 1890; в нем. пер. - Lpz., 1891; его жe, La mйlopйe antique dans le chant de l'йglise latine, Gand, 1895; Dechevrens A., Du rythme dans l'hymnographie latine, P., 1895; его же, Les vraies mйlodies grйgoriennes, P., 1902, Wiesbaden, 1971; его же, Le rythme grйgorien, Annecy, 1904; Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, TI 1-2, Freiburg (Schweiz), 1895-1905, Tl 3, Lpz., 1921; переизд. Hildesheim - Wiesbaden, 1962; его же, Einfьhrung in die katholische Kirchenmusik, Dьsseid., 1919; Gastоuй A., Cours thйorique et pratique de plain-chant romain grйgorien, P., 1904; Jоhner D., Neue Schule des gregorianischen Choralgesangs, Regensburg, 1906, под назв. Choralschule, Regensburg, 1956 (совм. с M. Pfaff); Mocquereau A., Le nombre musical grйgorien, t. 1-2, Rome - Tournai, 1908-27; Ferretti P., Il cursus metrico e il ritmo delle melodie gregoriane, Roma, 1913; Fellerer К. G., Der gregorianische Choral im Wandel der Jahrhunderte, Regensburg, 1936; его же, Der gregorianische Choral, Dortmund, 1951; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, 1958; Murray G., The authentic rhythm of Gregorian chant, Bath, 1959; Agustoni L., Elementi di canto gregoriano, Padova, 1959; в нем. пер. - Freiburg in Breisgau-Basel - W., 1963; Вrуden J. R., and Hughes D., An ideas of Gregorian chant, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1969.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: