Словарь Брокгауза и Ефрона

    известный журналист. Род. в 1834 г. в с. Коршеве Бобровского у. Воронежской губ. Отец его был государственный крестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненный при Бородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем в Воронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданной Де-Пуле "Воронежской беседе" (1861) С. поместил, между прочим, рассказ из народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актер Садовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейки в "Вазе", "Москов. вестн.", "Весельчаке" и "Русск. дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков) в "Рус. речи" (1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графини Сальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянное участие в "Рус. речи". Когда "Рус. речь" прекратилась, С. занялся составлением книжек для народного чтения, для московского "Общества распространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "Боярин Матвеев", "История Смутного времени"; последняя не была пропущена цензурою" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка" в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого — "Жизнь патриарха Никона" (есть отд. издание), в "Отеч. зап." — рассказ "Отверженный" (1863, №1) и повесть "Аленка" (1863, № 7 и 8). В 1863 г. С. переселился в Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. инвал." (за подписью А. И—н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С.-Петерб. вед.", занявших после перехода к В. Ф. Коршу одно из первых мест в рядах умеренно-либеральной печати. Здесь С. под псевдонимом А. Бобровский поместил ряд полубеллетристических очерков текущей жизни, собранных затем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866). Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С. в 1866 г. судебного преследования. Окружной суд приговорил автора к 2 месяцам тюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделями содержания на гауптвахте. Самая книга была сожжена (изложение ее содержания см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866 г." Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второй половине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец стал писать в "СПб. вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупное значение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талант С., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьем к каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С. расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самых различных сторон современной государственной, общественной и литературной жизни. Это были лучшие опыты русского политического памфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самые сильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики — Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. был умеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкой политической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма. Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869—1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей (более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, №№ 6 и 7; "Французское общество в новом романе Флобера", 1870, №№ 1 и 2; "В гостях и дома (Заметки о Германии)", 1870, №№ 9 и 10; "Русская драматич. сцена", 1871, № 1; "Историческая сатира" ("История одного города" Щедрина), 1871, № 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным в известных кругах, и когда в 1874 г. В. О. Корш и его редакция были устранены от "С.-Петер. вед." (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. вед.), то одним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденный уход С. из "СПб. вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьма ярко, когда С. в начале 1875 г. выпустил две книжки своих "Недельных очерков и картинок". Очерки, большею частью писанные на злобу дня, в значительной степени уже утратили интерес, но тем не менее были раскуплены в несколько дней — факт для книжной торговли того времени почти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в "Биржевых ведомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел вместе с В. И. Лихачевым "Новое время". В роли официального редактора он не мог выступить по цензурным причинам и считался только издателем, чем остается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "Нового времени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресают Коршевские "СПб. вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения для первых №№. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболее яркою выразительницею симпатий к восставшим славянам, газета имела огромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и в публике совсем иного сорта. Это повело к тому, что через 1—2 года духовный облик издателя становится до неузнаваемости иным (см. Новое Время). Лично С., впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная его манера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб. ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, от вульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. с приобретением "Нового времени" в общем ослабевает. От воскресного фельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма". Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близок, как театральный рецензент, и стал во главе литературно-артистического кружка (Малый театр). Как драматург, С. известен пользующеюся большим успехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899); такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничестве с В. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написал шутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он в отставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другие литературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3 изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) и подробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г. С. издает весьма распространенный "Русский календарь". Почти одновременно с приобретением "Нового времени" С. основал книжный магазин и издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжной торговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствия заслуживает "Дешевая библиотека" (образцом для нее послужили нем. "Universal-Biblothek" Реклама и франц. "Bibliothèque Nationale"), выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских и иностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г.

    С. Венгеров.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Суворин Алексей Сергеевич [11(23).9. 1834, с. Коршево, ныне Бобровского района Воронежской области, — 11(24).8.1912, Петербург], русский издатель, журналист. Начал печататься в 1858 в провинциальной, затем в столичной прессе, главным образом как театральный обозреватель и фельетонист. До 1875 журналистская деятельность С. носила либерально-демократический характер. В 1876 С. приобрёл газету «Новое время» и, став крупным предпринимателем, по выражению В. И. Ленина, резко повернул «... к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 44). М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сатире дал газете С. кличку «Чего изволите?». Книгоиздательскую деятельность С. начал в Петербурге в 1872 выпуском «Русского календаря». В 80-х гг. предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешёвая библиотека». Издавал также научную (главным образом историческую) литературу, книги по искусству, адресные книги. С. имел много книжных магазинов, ему была предоставлена монополия на торговлю производственной печати на ж.-д. станциях. В 1911 С. организовал акционерное общество «Новое время», контролировавшееся Волжско-Камским коммерческим банком.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    СУВОРИН Алексей Сергеевич (1834-1912) - российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. Издавал в Санкт-Петербурге газету "Новое время" (с 1876), журнал "Исторический вестник" (с 1880), сочинения русских и иностранных писателей, научную литературу, а также адресные книги и др. Мемуары ("Дневник", 1923).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Суво́рин Алексей Сергеевич

    (1834—1912), издатель, публицист, театральный критик. Издавал в Санкт-Петербурге газету «Новое время» (с 1876), журнал «Исторический вестник» (с 1880), сочинения русских и иностранных писателей, научную литературу, а также адресные книги и др. К началу XX в. издал около 1 тыс. книг. Мемуары («Дневник», 1923).

    * * *

    СУВОРИН Алексей Сергеевич

    СУВО́РИН Алексей Сергеевич [11 (23) сентября 1834, с. Коршево Бобровского уезда Воронежской губ. — 11 (24) августа 1912, Петербург], российский издатель, публицист, театральный критик, писатель. Издавал в Санкт-Петербурге газету «Новое время» (с 1876), журнал «Исторический вестник» (с 1880), сочинения русских и иностранных писателей, научную литературу, а также адресные книги и др. Мемуары («Дневник», 1923).

    * * *

    Журналистика и литературная деятельность

    В 1853 А. В. Суворин окончил петербургские специальные классы Дворянского полка. Был учителем географии в уездном училище в Боброве. В 1858 начал карьеру журналиста в провинциальных изданиях, печатался в «Современнике». С 1863 сотрудничал в «Санкт-Петербургских ведомостях» и других петербургских газетах (его театральные рецензии, очерки, статьи и т. п. были собраны в книге «Очерки и картинки», 1875, кн. 1—2), где снискал репутацию либерально настроенного журналиста. Его книга «Всякие. Очерки современной жизни» (1866) была уничтожена цензурой за сочувственное изображение демократов, хотя Суворин и считал, что их «теории... несовместны... с духом нашего народа».

    Как писатель Суворин начинал со стихотворных переводов и бытописательных рассказов, на смену которым пришли произведения различных жанров, сочетавшие публицистичность, злободневность проблематики с занимательностью интриги (роман «В конце века. Любовь», 1893; пьесы «Татьяна Репина», 1888, «Честное слово», 1895; исторические очерки).

    «Новое время»

    В 1872 с выпуска «Русского календаря» началась издательская деятельность Суворина. В 1876 он на паях приобретает газету «Новое время», в 1877 — собственную типографию в Петербурге. Суворин сумел сделать газету одной из самых влиятельных в России. «Новое время» печатало платные объявления, что приносило немалый доход. К концу 1870-х годов Суворин стал ее единоличным владельцем. С годами «Новое время» превратилось в консервативное издание, наложив отпечаток одиозности на репутацию издателя. В 1880 Суворин вместе с С. Н. Шубинским основал «Исторический вестник», ввел в него раздел исторических романов и повестей.

    Издательская деятельность

    Капитал, который приносило Суворину «Новое время», он помещал в книгоиздание. К 1900 выпустил около тысячи различных книг. Издательство Суворина носило универсальный характер; он издавал практически все виды литературы — научную, художественную, справочную и т. п. Издания Суворина выходили в нескольких видах: дорогие библиофильские книги с ограниченным тиражом и массовые. Важное просветительское значение имело издание Сувориным общедоступных серий: «Дешевая библиотека», «Научная дешевая библиотека», «Новая библиотека». Важную часть издательского репертуара Суворина составляли справочные издания «Вся Россия», «Весь Петербург» и др. Суворин сумел разработать идеальную структуру адресно-справочной книги города. Особое внимание он уделял распространению своих изданий. В 1878 в Петербурге на Невском проспекте он открыл свой первый магазин, затем магазины появились во многих крупных городах. Позже Суворин приобрел право торговли на всей сети российских железных дорог и водных путях, практически на каждой станции были установлены его киоски с вывеской «Новое время».

    Вклад в культуру

    В 1895 Суворин открыл свой театр — т. н. «театр Суворина» (Петербургский Малый театр). Он был одним из учредителей «Литературно-художественного кружка» (1895). Составил крупную коллекцию книг и гравюр.

    «Дневник»

    С 1893 по 1909 Суворин вел дневник (издан в 1923; 2-е изд. 1992), ставший заметным явлением в истории русской мемуарной литературы. Находясь в самом центре политической, общественной и культурной жизни России, Суворин выступил как умный наблюдатель, создавший яркие портреты многих выдающихся деятелей. Не предназначенный для печати, «Дневник» Суворина содержит достоверные факты и сведения, во многом по-новому характеризующие известных политических, общественных и литературных деятелей конца 19 — начала 20 веков.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    СУВОРИН Алексей Сергеевич
    СУВОРИН Алексей Сергеевич (1834-1912) - российский журналист, издатель, публицист, театральный критик. Издавал в Санкт-Петербурге газету "Новое время" (с 1876), журнал "Исторический вестник" (с 1880), сочинения русских и иностранных писателей, научную литературу, а также адресные книги и др. Мемуары ("Дневник", 1923).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: