Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Валерий М. Martialis) — один из самых талантливых поэтов древнего Рима, происходил из испанского г. Бильбила (Bilbilis), на левом прит. Гибера (нын. Эбро). Место своей родины М. часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. Год его рождения неизвестен; только на основании комбинации некоторых данных 24-й эпиграммы 10-й книги можно отнести время рождения М. к 40 году нашей эры. Получив литературно-риторическое образование на родине, он, приблизительно 25 лет от роду, прибыл в Рим в последние годы правления Нерона, вращался здесь в обществе литераторов (Валерий Флакк, Силий Италик, Квинтилиан, Плиний Младший, Ювенал) и литературно-образованных земляков своих, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находил покровителей своему таланту; но особенно его привлекали близкие ко двору, богатые и влиятельные вольноотпущенники — Парфений, Сигерий, Энтелл, Секст, Эвфем, Криспин — через которых он подносил свои произведения императорам и от которых, в качестве клиента, неутомимо прославлявшего их добродетели, всегда искал себе наград и милостей. Когда, с вступлением в управление Нервы и затем Траяна, настали времена, отличные от времени Домициана, и покровители М. потеряли свое значение, он счел за лучшее удалиться (98 г. по Р. Х.) на родину, в Испанию, где через несколько лет (в 101 или 102 и никак не позже 104 г.), проведенных в тоске по Риму, и умер. М. был в избранном им роде очень плодовитым писателем. От него до нас дошел сборник в 14 книг эпиграмм, не считая в этом числе особой книги стихотворений, также названных эпиграммами, но относящихся исключительно к играм амфитеатра при Тите и Домициане. Из 14 книг, составляющих главный сборник стихотворений М., 2 книги, именно 13 и 14, представляют собой каждая специальный род эпиграмм и носят особые заглавия. Первая из них, Хепiа ("Подарки гостям"), состоит из 127 снабженных особыми заглав. двустиший, относящихся, за исключением двух последних, к предметам еды и винам; вторая, Apophoreta ("Уносимое с собой", т. е. подарки гостям, после стола, разных безделушек), заключает в себе 223 двустишия, также снабженных особыми заглавиями и говорящих о предметах домашнего употребления, между прочим — о статуэтках, картинках и сочинениях знаменитых писателей. В остальных 12 книгах эпиграмм выражается сущность литературной деятельности М. Из них первые девять писаны и изданы при Домициане (8-я посвящена ему), равно как и 10-я в первом издании; до нас последняя дошла во второй редакции, сделанной уже по низвержении этого императора. Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 г. до первых годов II ст. по Р. Х.). Содержание эпиграмм, заключающихся в этих 12 книгах, чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой, в общем, весьма яркую картину нравов и быта второй половины I в. римской империи. Больше всего в них бросаются в глаза две черты: склонность поэта к изображению половой распущенности, нагота которого доходит до бесстыдства, оставляющего за собой вольности всех других римских писателей, — и не знающие границ лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными людьми, в видах приобретения их расположения и подачек. Если припомнить, что исполненный, с одной стороны, крайнего цинизма в картинах разврата, а с другой — самой позорной лести перед негоднейшими людьми, стихотворения эти принадлежали первостепенному поэту эпохи, который с жадностью читался современниками обоих полов, то в эпиграммах М. нельзя не видеть яркое доказательство нравственного падения и литературы, и общества Домициановой эпохи. От грязи распутства свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по его словам, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах; но зато нигде нельзя найти и таких перлов пресмыкательства, как в этой книге. В оправдание непристойностей М., в предисловии к 1-й книге, ссылается как на предшествующих поэтов, между прочим на Катулла, которого можно назвать родоначальником римской эротической эпиграммы, — так и на то, что он пишет таким языком лишь для людей, имеющих вкус к бесстыдству, любителей разнузданных зрелищ в праздник Флоры (ludi Florales), а не для Катонов; но, в то же время, он не скрывает, что эта именно сторона его стихотворений привлекает к ним читателей, и даже строгие на вид женщины любят потихоньку его почитывать (X1, 16). Напрасно поэт уверяет, будто его любовь к картинам разврата в стихотворениях не говорит о распущенности его нравов (I, 4; XI, 15). Не может быть, чтобы человек сколько-нибудь строгих нравов рисовал с таким постоянством и с такой любовью всякие естественные и неестественные формы разврата; да и биография М., насколько она может быть восстановлена по его собственным заявлениям, вовсе не свидетельствует о том, что у него была lasciva только pagina, a vita — proba, как он выражается о себе. Что касается до лести не только Домициану, но и его любимцам, придворным из вольноотпущенников и вообще богатым людям, то здесь оправданием часто забывающему всякое человеческое достоинство поэту может служить только то, что не он один из писателей в Домицианово время разыгрывал такую роль, что ему в этом отношении не уступал его современник и соперник, также выдающийся поэт Стаций, о котором М. не упоминает ни одним словом (как и Стаций о нем), и что, наконец, в видах личной безопасности и сам Квинтилиан (см.) иногда считал нужным воскурять фимиам такому кровожадному деспоту, каков был Домициан. Никто, однако, не был таким виртуозом в лести и пресмыкательстве, как М., и гнусность этих качеств его литературной деятельности усугубляется еще тем, что, когда политические обстоятельства изменялись, он, восхваляя преемников Домициана, уже относится к последнему и к его правлению с резким порицанием и прославляет Нерву за то, что он "в правление жестокого государя и в дурные времена не побоялся остаться честным человеком" (XII, 6). В литературном отношении эпиграммы М. являются произведениями крупного поэтического дарования. Он дал римской эпиграмме, как особому виду лирической поэзии, широкую разработку, какой она до тех пор не имела. Эпиграмма, как особый вид литературных произведений, появилась в Риме еще в Цицероновскую эпоху, но все поэты, которые пробовали писать в этом роде, были эпиграмматистами только отчасти, эпиграмма не была главным видом их литературной деятельности. Кальв и Катулл, главные представители эпиграммы прежнего времени, сообщили ей особу едкость, пользуясь ею особенно как орудием борьбы против политических и литературных врагов. У М. эпиграмма принимает всевозможные оттенки, начиная с простой стихотворной надписи на предметах или подписи к предметам (чем была эпиграмма в своем первоначальном виде как у греков, так и у римлян), до виртуозной по остроумию, меткости, пикантности или просто игривости оборота стихотворной шутки на самые обыкновенные, как и на самые прихотливые сюжеты обыденной жизни. Поэтому М. также принадлежит первенство в эпиграмме, как Виргилию — в эпической поэзии, а Горацию — в чисто лирической (мелической). Само собой разумеется, что это сравнение нимало не говорит о равенстве М. с двумя первенствующими представителями римской поэзии; но в том роде литературы, который составлял специальность М., ему, несомненно, должно быть отведено первое место. Ни один из его предшественников в этой области не читался с такой жадностью и не имел столько поклонников. Поэт сам заявляет, что его читают "в целом мире" (I, 1). Когда ему противопоставляли серьезные виды поэзии — эпос и трагедию, он, гордясь популярностью своих эпиграмм, смело отвечал: "То хвалят, а это читают" (IV, 49). Эпиграммы М. с удовольствием читались и в последующее время. Приемный сын Адриана, Элий Вер, называл М. своим Виргилием. Многочисленные ссылки на эти эпиграммы и цитаты из них у позднейших писателей свидетельствуют о том, что их читали не только в позднейшие столетия римской империи, но и долго спустя после ее падения на Западе: еще в VI ст. Марциал был одним из наиболее распространенных римских писателей. В современной ему литературе, как видно из нередких указаний самого М., к нему относились недоброжелательно; но до нас дошел только снисходительный отзыв, сделанный о нем Плинием Младшим, по случаю известия о смерти поэта: "Он был человек талантливый, остроумный и едкий. В сочинениях его очень много соли и желчи, но не меньше и чистосердечия" (III, 21).

    Литература.

    Brandt, "De Martialis poetae vita el scriptis" (Б., 1853); Siockum, "De Martialis vita et scriptis" (1884); граф Олсуфьев, "М. Биографический очерк" (М., 1891); Nisard, "Eludes sur les poètes latins de la dé cadence" (I, II., 1834); Ribbeck, "Geschichte der Romischen Dichtung" (III, Штуттгардт, 1892); Благовещенский, "Римские клиенты Домицианова века" ("Русская Мысль", апрель, 1890). Издания: главное критическое — Шнейдевина (Лпц., 1841, 1854, 1881); новейшие — Гильберта (Лпц., 1886) и Фридлендера, с примечаниями (Лпц., 1886). Русский перевод Фета (М., 1890).

    В. Модестов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (около 40, Бильбилис, Испания, — около 104, там же), римский поэт. Выпустил 15 книг эпиграмм — 3 тематически объединённых («Зрелища», «Подарки», «Гостинцы») и 12 смешанного содержания. Остроумные эпиграммы М. рисуют жизнь разных социальных слоев; это меткие, насмешливые, изящные миниатюры. М. высоко ценили Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, в России — М. В. Ломоносов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин.

    Соч.: Martialis epigrammaton, I—XIV, rec. С. Giarratano, Torino, 1916; 3 ed., Torino, 1951; Epigrams, v. 1—2, L., 1968; в русском переводе — Эпиграммы, М., [1968].

    Лит.: История римской литературы, под редакцией С. И. Соболевского [и других], т. 2, М., 1962; Barwick К., Martial und die zeiti genössische Rhetorik, B., 1959.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Сексологическая энциклопедия

    Марк Валерий (ок. 40 - ок. 104), рим. поэт, классик эпиграммы. Эпиграммы М. отличаются необыкновенной выразительностью и остроумием. Нередко направлены на обличение распущенности и падения нравов жителей Римской империи.

  5. Источник: Сексологическая энциклопедия



  6. Литературная энциклопедия

    Марциал

    МАРЦИАЛ Валерий (около 42—102) — древнеримский поэт, мастер эпиграммы. Р. в Испании, происходил из захудалой ветви старинного аристократического рода. В 65 прибыл в Рим и сделался паразитствующим клиентом своих богатых родственников и др. влиятельных лиц. М. — типичный интеллигент-писатель того времени, обреченный заискивать и унижаться перед богачами. Писание едких эпиграмм для своих патронов было для М. средством снискать их покровительство. От М. сохранилось XII книг эпиграмм, к к-рым присоединяются XIII, озаглавленная «Подарки гостям» (Xenia), и XIV под заглавием «Уносимое» (Apophoreta) — двустишия к подаркам на празднике «Сатурналий» (например к шашкам, кинжалу, зубочистке и т. п.). Наряды щеголей, роскошь дворцов и вилл, разврат в театрах, все образы императорского Рима отразились, как в зеркале, в эпиграммах М. Мишенью для последних часто служат физические уродства, пьянство, распутство различных представителей господствующего класса; многие эпиграммы по своему цинизму совершенно невозможны для перевода. Лесть (особенно императору Домициану) как результат нездоровой зависимости писателя от сильных мира сего доходит иногда до крайних пределов. Больше независимости и достоинства в III кн., в к-рой поэт, временно покинув Рим, бичует своих патронов и протестует против социального неравенства. Реально-бытовой характер стиля М. отразился и на языке его эпиграмм — ясном, лишенном модной вычурности, риторичности и архаизмов. Произведения М. пользовались успехом в средние века, особенно же в эпоху Возрождения. Под влиянием М. находилась немецкая эпиграмма XVII—XVIII вв. Лессинг опирался на М., создавая свою теорию эпиграммы.Библиография:

    I. Лучшим остается немецкое изд. Фридлендера (т. I—II, Lpz., 1886) с обширным введением и комментариями. Эпиграммы в перев. и с объяснениями А. Фета, чч. 1—2, М., 1891 (стихотв. перевод); «Непристойные» эпиграммы М. переведены Брюсовым (см. «Erotopoegnia», изд. «Альциона», М., 1917).

    II. Олсуфьев А. В., гр., Марциал, Биографический очерк, М., 1891; Благовещенский Н. М., Римские клиенты домицианова века, «Русская мысль», 1890, IV; Малеин А. И., Марциал, Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации, СПБ, 1900 (магистерск. диссертац.); ср. (Никольский Б. В.), «Исторический вестник», 1900, VII (рецензия); Ribneck o., Geschichte der romisch. Dichtung, B. III, Stuttgart, 1892; Boissier G., в сб. под заглавием «Tacite».

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедия Кольера

    МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ

    (Marcus Valerius Martialis)

    (ок. 40 - ок. 104 н.э.), римский поэт, автор эпиграмм, уроженец испанского города Билбилис. Получив хорошее образование в провинции, Марциал в 64 н.э. переселился в Рим, где свел знакомство с Сенекой и Луканом. Смерть обоих покровителей, участвовавших в заговоре Пизона против Нерона (65 н.э.), означала для Марциала крушение всех надежд, однако в правление Тита и Домициана его положение улучшилось. В этот период Марциал получил привилегии как отец троих детей, хотя, по-видимому, никогда не был женат и не имел детей. Императоры поощрили его также должностью военного трибуна и производством во всадники. Марциал проживал на Квиринале и владел небольшим подаренным ему загородным имением. Среди его друзей были Квинтилиан, Плиний Младший и Ювенал. Несмотря на все приманки столичной жизни, в 98 н.э. Марциал вернулся в родной Билбилис. Умер Марциал в Билбилисе ок. 104 н.э. Принадлежащие Марциалу стихотворения (всего 1561) создавались постепенно. В 80 н.э. он написал 36 стихотворений по случаю открытия Колизея императором Титом (ныне они предпосылаются сборнику эпиграмм как Книга зрелищ). В 84-85 созданы Подарки и Гостинцы, 350 двухстрочных "надписей", прилагавшихся к преподносимым на праздник Сатурналий подаркам (в сборнике они даются как XIII и XIV книги). Начиная с 86 Марциал ежегодно издавал по книге (всего 12 книг, насчитывающих 1175 стихотворений) тех эпиграмм, которые и прославили его имя. Их размер различен, от 1 до 51 строки, написаны они чаще всего элегическим дистихом, а также различными типами ямба, гекзаметром и одиннадцатисложником. Под пером Марциала эпиграмма и сделалась тем, что понимаем теперь под ней мы - короткое, остроумное и ироничное стихотворение, как правило, с неожиданной концовкой. Марциал проницательно подмечает уловки, слабости и недостатки людей, как мужчин, так и женщин, идущих по жизни разными путями. Следует, однако, отметить, что у Марциала немало злостно непристойных эпиграмм, а его грубая лесть Домициану подчас тошнотворна.

    ЛИТЕРАТУРА

    Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. СПб, 1994

  9. Источник: Энциклопедия Кольера



  10. Энциклопедический словарь

    Марциа́л

    (Martialis) (около 40 — около 104), римский поэт. Эпиграммы Марциала (15 книг) отличаются меткостью и остроумием.

    * * *

    МАРЦИАЛ

    МАРЦИА́Л (Martialis) (ок. 40 — ок. 104), римский поэт. Эпиграммы Марциала (15 кн.) отличаются меткостью и остроумием.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (ок. 40 - после 102) - др.-рим. поэт. Род. и умер в Бильбилисе (Испания). С 64 по 98 жил в Риме на положении поэта-клиента. Написал ок. 1560 эпиграмм, к-рые знакомят нас с бытовым укладом и умонастроением разных слоев рим. общества: патронов и клиентов, дельцов, кредиторов и должников, поэтов, дилетантов и т. п. Благодаря М. эпиграмма закрепилась в европ. лит. традиции как сатирич. жанр.

    Соч.: Epigrammaton libri, ed. L. Friedländer, Bd 1-2, Lpz., 1886; в рус. пер. - Эпиграммы, пер. с объяснениями А. Фета, ч. 1-2, M., 1891; Избранные эпиграммы, пер. Н. И. Шатерникова, М., 1937.

    Лит.: Szelest H., Marcjalis i jego twórczosc, Wr., 1963.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Сводная энциклопедия афоризмов

    Марциал

    (Martialis)Марциал Марк Валерий (Marcus Valerius Martialis) (ок. 40 - 104 н.э.)

    Римский поэт. Родился в местечке Бильбилис (Испания), откуда и приехал позднее в Рим. После 35 лет жизни в Вечном городе вернулся на родину. Автор 15 книг эпиграмм (3 объединены тематически: "Зрелища", "Подарки", "Гостинцы"). Творчество Марциала высоко ценили Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, М. В. Ломоносов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин.Афоризмы, цитаты
    • Уметь наслаждаться прожитой жизнью - значит жить дважды.
    • Не могу жить ни с тобой, ни без тебя.

  15. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  16. Реальный словарь классических древностей


    • Martiālis,

    1. M. Valerius Mart., родился в городе Бильбиле в Северо-Восточной Испании, ок. 42 г. от Р. X. Он не находил особенного удовольствия в юридическом образовании, полученном им в Калагурре, родном городе его друга Квинтилиана, и на 22 году жизни отправился для продолжения научных занятий в Рим, где большую часть времени и все свое усердие посвящал поэзии; вследствие этого он пользовался большим расположением Нерона и последующих императоров; Домициан назначил его трибуном, а от своих высоких покровителей он получил в подарок поместье близ Номента, в сабинской земле, и небольшой дом в Риме. Тем не менее, вследствие, может быть, меньшего расположения со стороны Траяна, он пожелал возвратиться в Испанию, и Плиний Младший помог ему исполнить это желание. Plin. ep. 3, 21, 2. Здесь он получил через богатую Марцеллу поместье, однако имел стремление снова возвратиться в Рим, но вскоре умер, вероятно в 102 г. М. считается творцом новейшей эпиграммы и превосходнейшим поэтом в этом роде между римлянами; образцом для него служил Катулл. Мы имеем от него 14 книг эпиграмм, которым предшествует libellus spectaculorum; две последние озаглавлены Xenia и Ароphoreta. Его эпиграммы, числом 1200, написанные большею частью элегическим или ямбическим стихотворным размером (дистихами или гендекасиллабами), полны ума и остроумия, поразительно кратки и весьма живо представляют черты и нравы того времени, хотя и не отличаются серьезностью и глубиною замысла, иногда даже грязноваты и неприличны, равно как и не всегда свободны от низкой лести сильным людям того времени, особенно Домициану, которому М. поклонялся как образцу всех добродетелей человека и правителя. Некоторые его намеки для нас необъяснимы и затрудняют понимание этого поэта, которого усердно читали современники, откуда и произошло много списков и искажений. Только немногие из эпиграмм, представляющих краткие описания, носят на себе древний отпечаток обыкновенной надписи, почти везде принимают они своеобразный характер эпиграммы тем, что стремятся к одной точке (pointe): напрягается ожидание читателя и лишь в самом конце удовлетворяется неожиданным объяснением или применением. Темою для эпиграмм служили различные обстоятельства времени, события и лица, большею частью под вымышленными именами. С колким остроумием преследуются слабости и тогдашняя безграничная безнравственность, но поэт не вооружается против них нравственным негодованием; хотя его жизнь и могла быть свободной от изображаемой испорченности (Plin. ep. 3, 21), но он сам находился среди описанных им обстоятельств, и в самых бесстыдных проявлениях испорченности он восставал против самого дела, а осмеивал только обстановку его;

    2. см. Gargilius Marrtialis, Гаргилий Марциал.

  17. Источник: Реальный словарь классических древностей



  18. Античные писатели

    Марциал, Марк Валерий; Martialis, Marcus Valerius, из Библа в Испании, ок. 40-104 гг. н. э., римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения: Сенеками, семействами Юния Галиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира: Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои (часто полные униженности и лести) произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего. В 98 г. при помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, М. возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь. Еще в юности М. пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре — эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм М., которые делятся на три группы: не имеющая номера книга Эпиграмматон (Epigrammaton liber), известная также под названием Книга зрелищ (Spectaculorum liber), в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. и в последующие годы; кн. XIII и XIV изданные в декабре 85 или 86 г. и кн. I-XII (из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г., а кн. XII — в Испании в конце 101 или в начале 102 г.). Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного Колоссием. Из нее сохранилось только 33 коротких эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. д. Кн. XIII, названная Подарки (Xenia) содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий; подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляют кн. XIV под названием Гостинцы (Apophoreta). Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Книги I-XI М., видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм (1557), известное по последней редакции М. и им самим разделенное на книги закрепил за ним место мэтра мировой литературы. М., одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира — Рима, поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий: очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев — рабов и ремесленников. В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов: баловня судьбы, паразита, мошенника, пройдохи и т.д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами: Селий — прихлебатель-паразит, Фиденций — плагиатор и т.д. М. говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости. Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например, упоминание о своей отчизне, о своей земельной собственности и т.д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве; рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами; наиболее часто использовал элегических дистих, пользовался также холиямбом (вслед за Катуллом), ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы М. отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени. Хотя М. и ориентируется на творчество своих римских предшественников: Катулла, Домиция Марса и др., перенимая у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, М. проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы. Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же М. является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время.

  19. Источник: Античные писатели