Большая Советская энциклопедия

    (Diogénes Sinopéus)

    (около 404—323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников (См. Киники) Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Д. С. отвергал цивилизацию, в частности государство, объявлял культуру насилием над человеческим существом и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние. Себя он объявлял гражданином мира, проповедовал общность жён и детей. Своё безразличие к морали и общественности Д. С. доводил до полного равнодушия к любым неудобствам жизни; согласно историческому анекдоту, Д. С. жил в бочке, а на вопрос Александра Македонского, чего бы хотел Д. С. от него, ответил: «Отойди, не загораживай мне солнца». Д. С. критиковал учение Платона об идеях с точки зрения крайнего Сенсуализма, признавая только единичное. Он проповедовал также вместе с софистами (См. Софисты) противоположность природной данности и человеческих установлений. Отвергал многобожие и религиозные культы как произвольные человеческие установления и признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.

    Лит.: И. К. [Корсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей, Хар., 1887, с.199—225; Бирюков П. И., Греческий мудрец Диоген, 3 изд., М., 1910; Гомперц Г., Греческие мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 103—28; Fritz К., Quellen-Untersuchungen zu Leben und Philosophiе des Diogenes von Sinope, Lpz., 1928; Sayre F., Diogenes of Sinope, Balt., 1938.

    А. Ф. Лосев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 400 - ок. 325 до н. э.) - древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира ("космополитом"). По преданию, жил в бочке (пифосе).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (около 400 - около 325 до нашей эры), древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира (космополитом). По преданию, жил в бочке.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. История Философии: Энциклопедия

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

    (ок. 404 — ок. 323 до н.э.) — древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. в духе кинизма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг другу описаний и доксографий, фигура Д.С. предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду; так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду. Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Д.С. Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя Д.С. зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел — в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф.Сейер). На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о Д.С., который днем с фонарем искал честного человека. (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.) Основной источник сведений о Д.С. — это ‘Жизнеописания и мнения’ Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения Д.С., Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Д.С., среди которых как философские работы (‘О добродетели’, ‘О добре’ и т.д.), так и несколько трагедий. Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов Д.С. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена ‘Собака’ и ‘сумасшедший Сократ’. Не вызывает сомнений, что Д.С. и в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т.д. Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий). Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского, день смерти Д.С. совпадает с днем смерти Александра Македонского. Благодаря своей оригинальности Д.С. является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. (см. такжеСОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ,ТРАНСГРЕССИЯ.)

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

    (Diogenes Sinopeus) (ум. ок. 330-320 до н.э.) — др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этическим учением Антисфена, стал осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д.С. был прозван Собакой, а его последователи — киниками (от греч. kiny — собака). До нас не дошли сочинения Д.С. (приписанные ему письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще свое учение в письменной форме.

    Д.С. отвергал всякое знание, лишенное этической направленности. Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внешних влияний была, по утверждению Д.С, доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству. Д.С. жестоко высмеивал всех тех, кто дорожил традиционными формами жизни, он не признавал отечества, единственным законом для себя считал закон природы и объявлял себя «гражданином мира». Диоген отвергал брак, идеализировал жизнь животных и первобытных людей. Разум и воспитание должны, по мнению Д.С, помочь человеку вернуться к природе.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 404 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. в духе ки-низма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг-другу описаний и док-сографий, фигура Д. С. предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлежат более позднему периоду; так же сохранилась информация о существовании по крайней мере пяти Диогенов, относящаяся к одному историческому периоду. Все это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Д.С. Из-за распространенного негативного отношения к киникам имя Д.С. зачастую переносилось из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре трикстера-мудреца и интегрировало обширный вымысел - в критические работы других философов (Аристотель, Диоген Лаэртий, Ф. Сейер). На почве анекдотов и притч возникла даже целая литературная традиция античности, воплощенная в жанрах апофтегм и хрий (Метрокл, Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о Д.С., который днем с фонарем искал честного человека. (Эта же история рассказывалась об Эзопе, Гераклите, Демокрите, Архилохе и др.). Основной источник сведений о Д.С. - это «Жизнеописания и мнения» Диогена Лаэртия. Утверждая бессистемность взглядов и в целом отсутствие учения Д.С., Диоген Лаэртий все же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Д.С., среди которых как философские работы (»О добродетели», «О добре» и т.д.), так и несколько трагедий. Обратившись же к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании вполне отстроенной системы взглядов Д.С. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь платьем бродяги, используя винную бочку под жилище, а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ». Не вызывает сомнений, что Д.С. и в своих беседах и в повседневной жизни нередко вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения ее, а сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т.д. Утверждал примат добродетели перед законами общества, отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами, считал цивилизацию лживым изобретением демагогов. Пропагандировал относительность общепринятых норм морали, относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном (Диоген Лаэртий). Вполне правомерно утверждение об умышленной гиперболизации его негативных действий по отношению к обществу в последующей традиции. Поэтому, вся история жизни и творчества этого мыслителя предстает как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Так, например, по свидетельствам Деметрия Фалерского день смерти Д.С. совпадает с днем смерти Александра Македонского. Благодаря своей оригинальности Д.С. являетя одним из самых ярких представителей античности, а заданная им кини-ческая парадигма позже оказала серьезное влияние на самые различные философские концепции. (см. также: СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ).

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Энциклопедический словарь

    Диоге́н Сино́пский

    (около 400 — около 325 до н. э.), древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентричного юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию, жил в бочке (пифосе).

    * * *

    ДИОГЕН Синопский

    ДИОГЕ́Н Синопский (лат. Diogenes, греч. Диоге́нис о Синопеи́с) (около 410 до н.э., Синоп, Малая Азия — около 320 до н.э.), древнегреческий философ-киник(см. КИНИКИ), ученик Антисфена(см. АНТИСФЕН); практиковал крайний аскетизм(см. АСКЕТИЗМ), доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»).

    Диоген был сыном знатных родителей. В молодости он был изгнан из родного города по обвинению в изготовлении фальшивых денег. Около 385 года Диоген прибыл в Афины и стал учеником философа Антисфена, основателя школы киников. Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе. Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе), проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали. По сравнению с Антисфеном, философия Диогена была более радикальной, он ввел понятие космополитизма, отрицал необходимость семьи, законов, проповедовал общность жен и детей.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Сводная энциклопедия афоризмов

    Диоген Синопский

    (Diogenes Sinopeus)Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (ок. 400 или 412 - ок. 323 до н.э.)

    Греческий философ-киник. Родился в Синопе на Черном море. Ученик Антисфена. Жил в Афинах в крайней бедности, исповедуя аскетизм. В основе его учения лежал принцип, говорящий о том, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем и избегая удобств. Благодаря этому получил прозвище "Кинон" (в переводе с греч. - "собака" или "бесстыдник"). Его последователи стали называться киниками. Ратовал за упразднение брака. Жил в бочке, которую катал по улицам для того, чтобы "тоже быть занятым", когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским. Считал себя "гражданином мира". Принципы неприятия обмана вошли в философию Сократ (Socrates) и стоиков.Афоризмы, цитаты
    • Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.
    • Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
    • Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.
    • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
    • Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг. (Монтень (Montaigne))

  15. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  16. Античные писатели

    Диоген Синопский, Diogenes, ум. в 328-323 гг. до н. э., греческий философ. Сын банкира Гикесия. В Афинах слушал Антисфена. Умер в Коринфе. Согласно легенде, он покончил с собой, нарочно задержав дыхание. Приписываемые ему в древности произведения (диалоги и трагедии), вероятно, не были подлинными. Д. учил, что величайшим благом является добродетель, а все остальное безразлично. Добродетель достигается посредством разума, но прежде всего - трудом (ponos) и упражнением (askesis). Идеалом Д. был Геракл. Обладание добродетелью ведет к самодостаточности (autarkeia), дает свободу и независимость от страстей и от внешнего мира. Поэтому Д. спал в бочке, ел самую простую еду, носил одну одежду летом и зимой, не имел семьи и не признавал общественных связей. Отвергал все условности, пропагандируя возвращение к природе. Шокировавшие некоторых поступки Д. (публичное отправление физиологических и сексуальных потребностей) снискали ему прозвище «Пес» (kyon), которое он принял с гордостью и от которого пошло название киников и кинизма. Д. называли также «безумным Сократом». Сохранившиеся анекдоты о Д. можно разделить на две группы: иллюстрирующие скудость запросов Д. и демонстрирующие остроту его шуток. Легенда часто говорит о контактах Д. с Платоном или другими его современниками, однако кроме Теофраста ни один из писателей той эпохи о нем не вспоминает. Ученики Д. (в основном Кратий из Фив) собирали его изречения, но большинство историй было сложено, вероятно, только во II в. н. э., когда киническая философия вновь стала модной. В то же время был создан сборник писем 51 письмо), ложно приписываемых Д.. Взгляды Д. повлияли на стоиков при посредничестве Кратия, который был учителем Зенона Кифеонского, основателя стоической школы.

  17. Источник: Античные писатели



  18. Античная философия

    ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης ὁ Σινωπεύς) (ок. 408 - ок. 323 до н. э.), родоначальник греческого кинизма (наряду с Антисфеном), один из наиболее известных и своеобразных моралистов-сократиков. Имя Д. в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим асоциальным образом жизни и хлесткими афоризмами на грани дозволенного в духе киниче-ской «свободы высказывания» (парресии).

    Жизнь. Родился в г. Синоп, милетской колонии на южном берегу Черного моря. Недоступная проверке поздняя биографическая традиция представляет молодого Д. участником драматического приключения, инициированного преступлением своего отца за изготовление фальшивых монет, заключением в тюрьму, изгнанием и т. п. Кульминацией заметно противоречивых версий сюжета является полученный Д. оракул «переоценить ценности» (или «перечеканить монету», νόμισμα παραχαράττειν), намекающий одновременно на известный в сократической литературе мотив побуждения Аполлоном к занятиям философией и на события семейной истории с фальшивомонетничеством. Радикальная переоценка, а фактически отказ от ценностей культуры в рамках еще значимой для сократических школ софистической оппозиции природа - закон (φύσις - νόμος) привела Д. к поискам асоциального идеала естественного существования.

    Оказавшись в Афинах ок. 362, Д. стал учеником сократика Антисфена; после его смерти в 360, как традиционно считается, возглавил киническое движение. Современные исследователи расценивают эпизод ученичества Д. фикцией античных биографов (см. GIANNANTONI, SSRIV, p. 223—233), хотя не отрицают влияния на Д. сочинений Антисфена. Следуя правилу «высказываться свободно», Д. нашел нелестные слова для определения своего отношения к афинской культуре и ее интеллектуальной элите: Платон отличается не красноречием, а пусторечием, у Евклида не ученики, а желчевики, и даже Антисфен — труба, не слышащая собственного звука, и т. п.

    Возможно, Д. не постоянно пребывал в Афинах. Имеются по крайней мере два текста, которые повествуют о пленении Д. морскими пиратами и продаже его в рабство (у Мениппа и Евбула, ср. также «Беседы» Эпиктета III 24; IV 1). Достоверность этой поздно оформленной (впервые, вероятно, Мениппом) истории невелика. Античные источники представляют две версии: 1) Д. живет в Коринфе и учит сыновей своего хозяина «всем наукам», от метания дротиков до чтения историков и поэтов, являя им образец добродетели и мудрости; 2) Д. живет в Афинах в крайней нищете и эпатирует граждан смесью словесного морализаторства и непристойности поведения. В результате сочетания этих версий возникает сюжет о том, что Д. попеременно жил то в Афинах, то в Коринфе. О могиле Д. именно в Коринфе пишет историк Павсаний (Pausan. И, 2, 4).

    Сочинения Д. утрачены, все сведения черпаются из позднейшей литературы (прежде всего D. L. VI 20-80). Сомнения в аутентичности части либо всего корпуса приписываемых Д. текстов были распространены уже в Античности (ср. два списка его сочинений по Диогену Лаэртию и Сотиону, в которых указаны диалоги, сборники изречений и писем, а также трагедии, D. L. VI 80). Впрочем, сам Д., подражая, вероятно, Сократу, записанные тексты ценил гораздо менее, чем устную речь (называя последнюю ἄσκησις ἀληθινή, «истинным воспитанием», VI48). Названия ряда связанных с именем Д. сочинений отражают традиционную этическую тематику современной ему философии: «Государство», «О любви», «О добродетели», «О благе», «О смерти», «Этика». Эпикуреец Филодем из Гадары (1 в. до н. э.) в своем сочинении «О стоиках» упоминает о влиянии, которое оказало «Государство» Д. на стоика Зенона из Кития и, отзываясь об известных ему сомнениях в авторстве Д., отмечает, что по крайней мере Зенон (основавший Стою ок. 300 до н. э.) в авторстве Д. не сомневался. Между тем Диогеново «Государство» было одним из наиболее скандальных произведений Античности. В нем Д. высказывал идеи о бесполезности оружия, денег, проповедует общность жен и детей, допуская для киника полную сексуальную свободу, кровосмешение и даже каннибализм.

    Учение. Д. был одним из создателей того нетрадиционного течения в постсократовской философии, к содержательным сторонам которого относится уже описание одежды его приверженцев. Д., как считается, создал знаменитый костюм киника: короткий плащ на голое тело, котомка через плечо, дорожный посох, босые ноги (ср., однако, Антисфен и D. L. VI 13). Жилищем Д. стал большой глиняный пифос («бочка»), стоявший у храма Матери богов на афинской агоре, где он часто просил подаяния. Д. рассуждал об идеале крайней умеренности во всем, стараясь обойтись минимумом естественных потребностей и тем самым быть самодостаточным. Несмотря на аскетизм в телесной жизни, именно отношение к «делам Афродиты» сделало Д. одним из главнейших бесстыдников в истории Афин. Последовательно воздерживаясь от всяких эротических связей, считая любовь «делом бездельников» (VI51 ) и хлестко изобличая как мужскую (подростковую), так и женскую проституцию, Д. был известен склонностью к различным непристойным жестам. Эта сторона поведения демонстрировала принципиальное нежелание Д. скрывать какие-либо из своих частных действий вплоть до физических отправлений (кинический «собачий стиль»). Наиболее яркой чертой позиции Д. была «свобода речи» (парресия), которую Д. считал «самой прекрасной вещью на свете» и в качестве таковой - существом философии.

    Скандальность поведения сочеталась у Д. с морализаторством. Д. занят поиском добродетели и «жизни по разуму» на путях воспитания и упражнения души (ἄσκησις ψυχική). Излюбленным приемом Д.-моралиста была традиционная процедура опровержения (с неизменным вопросом «не стыдно?» в качестве зачина - VI 65), в результате которой выяснялось, что стыдно вести себя противно своей природе и жить не по разуму. В целом у Д. просматривается небрежность в использовании традиционных категорий: принимая оппозицию природа-закон, с природой Д. ассоциирует необходимость, свободу, разум, истинное благо, а с законом - случайность, страсти, мнимое благо (VI 38; 42). В результате подмены смысла традиционных понятий категория «стыда» как основа собственной моральной проповеди Д. лишается почвы, оказываясь в ряду установленного законом, следовательно неестественного. Отмечаемый для Д. антиинтеллектуализм справедлив в том смысле, что 1) он, в сущности, отказался от Сократова диалектического искусства определения - самые известные философские акции Д. обнаруживают в нем мало вкуса к логической аргументации (так, его ответом Платону, определившему человека как «животное с двумя ногами, без перьев», был ощипанный петух; возражением на тезис о несуществовании движения - демонстративное молчаливое хождение); 2) его призыв к «жизни по разуму» имел результатом существование, большинством воспринятое как безумное («сумасшедшим Сократом» назвал Д. Платон - VI 54, ср.: Stob. Ill 62). К современникам Д. относился с неизменной мизатропией - ср. известный эпизод «днем с огнем»: Д. днем бродил по городу со светильником и возглашал «Ищу человека!», а прибежавшим людям объявил, что искал человека, а не мерзавцев.

    Презирая и высмеивая основные социальные институты и ценности, Д. соответственно высказывался о религии и властях. Его критика религии находится в русле отстаивания свободы и критики закона как противоестественного установления, причем Д. озабочен в основном порицанием традиционного культа (обрядов, молитв, толкований снов) и различных житейских казусов, связанных с его соблюдением, VI 29. Особое место в апофтегматике Д. заняли его беседы с Александром Македонским (VI 32, 60, 63, 68), в ходе одной из них якобы и прозвучали слова «Не засти мне солнце».

    Сделав достоянием культуры ее отрицание, в истории античной философии Д. остался автором лозунга о «переоценке ценностей», реализовав его через оппозицию обществу и странничество. Отчасти итогом такого образа жизни явилась его идея о космополисе как «правильном государстве» (ὀρθή πολιτεία, 95), превышающем узкие рамки исторических институций. Впоследствии эту идею восприняли и плодотворно развили стоики.

    Влияние Д. можно проследить для последующей истории греческого кинизма: к его окружению принадлежали Кратет Фиванский, Моним, Гиппархия, Метрокл, составивший сборник изречений (хрий) Д.; в позднеэллинистическую эпоху на свет появился ряд Диогеновых псевдоэпиграфов (прежде всего «Письма Д.»), в которых философия жизни Д. получила дальнейшее развитие. Свои варианты образа Д. были у Максима Тирского, Диона из Прусы (в серии т. н. «Диогеновых речей» - VI, VIII-X), имп. Юлиана. С особой симпатией к собирательному образу идеального киника Д. относились представители Римской Стой - прежде всего Эпиктет, который серьезно считал, что Д. «был столь кроток и человеколюбив, что ради общего блага людей с радостью принимал на себя столько трудов и телесных мучений» (Diatr. Ill 24, 64). Эллинистическая традиция, как представляется, демонстрирует, что основателем кинизма в античности считался Диоген Синопский, а не Антисфен, потому что механизм идеализации образа родоначальника школы был применен именно к нему.

    Фрагм.: GiANNANTONi, SSR II, 1990, р. 227-510 (cap. V В. - Diogenes Sinopeus); Dorandi T. Filodemo, Gli Stoici (PHerc 155 e 339), - CronErc 12, 1982, p. 91-133 (текст, пер. и комм, свидетельств о «Государстве» Диогена); Антология кинизма. Изд. подг. И. М. Нахов. М., 1984.

    Лит.: Fritz К. von. Quellenuntersuchungen zur Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope. Lpz., 1926; Sayre F. The Greek cynics. Baltm., 1948; Finley M. I. Aspects of antiquity. Discoveries and controversies. L., 1968, p. 89-101; Niehues-ProebstingH. Der Kynismus des Diogenes und der Begriff des Zynismus. Münch., 1979; Bracht Branham R. Defacing the Currency: Diogenes' Rhetoric and the Invention of Cynicism; Long A. A. The Socratic Tradition: Diogenes, Crates and Hellenistic Ethics, - The Cynics: The Cynic Movement in Antiquity and Its Legacy. Ed. by R. Bracht Brancham, M.-O. Goulet-Caze. Berk.; L.Ang.; L., 1996, p. 81-104; 28^46; Hook В. S. Oedipus and Thyestes among the Philosophers: Incest and Cannibalism in Plato, Diogenes, and Zeno, - CPhil 100, 2005, p. 17-40; Нахов И. M. Киническая литература. M., 1981; О« же. Философия киников. М., 1982. См. также общ. лит. к ст. Киники.

    М. А. СОЛОПОВА

  19. Источник: Античная философия



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: