Большая Советская энциклопедия

    (Chesterton)

    Гилберт Кит (29.5.1874, Лондон, — 14.6.1936, Беконсфилд), английский писатель и мыслитель. Один из крупнейших представителей детективной литературы (См. Детективная литература). С 1900 постоянно сотрудничал в газетах и журналах либерального направления. При жизни опубликовал сборники стихов, эссе, рассказов, в том числе о сыщике-священнике отце Брауне: «Неведение отца Брауна» (1911), «Недоверчивость отца Брауна» (1926) и др. Ч. принадлежат шесть романов, из которых наиболее известны «Наполеон из Ноттинг-хилла» (1904; в рус. пер. — «Наполеон из пригорода», 1925) и «Человек, который был Четвергом» (1908, рус. пер. 1914): несколько книг литературоведческого и религиозного характера. В основе социально-этической программы Ч., приверженца католической ортодоксии, теология Томизма. «Ортодоксия» (1908) — заглавие самого известного цикла религиозно-философского эссе Ч. В своей утопии он рассчитывал на реставрацию «доброй старой Англии» с её чётким иерархическим укладом. Мир в книгах Ч. предстаёт непривычным и романтически преображенным. Сюжетная занимательность, эксцентричность и парадоксальность суждений обеспечили Ч. популярность в широких кругах читателей. Он оказал большое воздействие на католических писателей и мыслителей, а также на авторов, пишущих в детективном жанре.

    Соч.: Tremendous trifles, L., 1909; Manslive L., [1912]; The return of Don Quixote, L., 1927; The paradoxes of Mr. Pond, L., 1936; Autobiography, L., 1936; в рус. пер. — Клуб удивительных промыслов, Л., 1928; Рассказы, М., 1958; Избр. рассказы, М., 1971; Рассказы, М., 1974.

    Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 5, М., 1965, с. 505—07; Кашкин И. А., Для читателя-современника, М., 1968; Hollis Chr., The mind of Chesterton, L., [1970]; Sullivan J., G. K. Chesterton: A bibliography, L., 1958; его же, Chesterton continued. A bibliogr. suppl., L., [1968].

    Н. Л. Трауберг.

    Г. К. Честертон.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Че́стертон

    (Chesterton) Гилберт Кит (1874, Лондон – 1936, Беконсфилд), английский писатель. Родился в Лондоне в семье агента по торговле недвижимостью. Учился в художественной школе и позднее иллюстрировал свои сочинения и книги друзей, однако художественное образование не завершил, увлёкшись литературой: с 20 лет работал репортёром в ежемесячной газете «Букмэн». Честертон был необыкновенно плодовит, собрание его сочинений включает более 100 томов. Первые поэтические сборники «Играющие старики» и одобренный Р. Киплингом «Дикий рыцарь» (оба – 1900) не принесли Честертону успеха. Большей популярностью пользовались сборники эссе «Еретики» (1905), «При всём при том» (1908), «Двенадцать типов» (1912). Честертон – автор произведений на религиозные темы: очерки «Ортодоксия» (1908), высоко оценённый Папой Римским трактат «Святой Франциск Ассизский» (1923), богословский трактат «Вечный человек» (1925), названный английским писателем Г. Грином «одной из величайших книг столетия». Честертон написал биографические и литературно-критические книги «Роберт Браунинг» (1903), «Чарлз Диккенс» (1906—09), сочинения об У. Блейке, Р. Стивенсоне и Б. Шоу. Писателю также принадлежат романы «Наполеон из Ноттинг-хилла» (1904), «Человек, который был Четвергом» (1908), «Шар и крест» (1910), «Жив человек» (1912), «Перелётный кабак» (1914), «Возвращение Дон Кихота» (1927) и др. Но самыми известными произведениями стали рассказы о католическом священнике патере Брауне, который не менее искусно, чем Шерлок Холмс, распутывал сложнейшие преступления: «Неведение отца Брауна» (1911), «Мудрость отца Брауна» (1914), «Недоверчивость отца Брауна» (1926), «Тайна отца Брауна» (1927), «Скандальное происшествие с отцом Брауном» (1935). Вклад Честертона в детективную литературу был высоко оценён читателями и критикой, рассказы об отце Брауне признаны классикой жанра. Занимательный сюжет этих рассказов превосходно дополняется афористичностью стиля, глубоким знанием человеческой натуры и юмором. Честертон был первым председателем «Клуба детективных писателей», на этом посту его сменила А. Кристи.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ЧЕ́СТЕРТОН

    (Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874 – 14 июня 1936) – англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противопоставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоззрение его, очень близкое томизму, сложилось много раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтологич. зла не существует: бытие, добро и порядок – одно и противостоят небытию – хаосу. Зло начинается в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего, – в непризнании абс. ценности каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения – детективы (рассказы о патере Брауне, 1911–35), филос. романы ("Шар и крест" – "The ball and the cross", L., 1909), эссе (сб. "Правоверие" – "Orthodoxy", L.–N. Y., 1908; "Потрясающие пустяки" – "Tremendous trifles", L., 1909, и др.), апологии ("Вечный человек" – "The everlasting man", L., 1925, и др.), поэтич. "защита бытия" как великого блага сочетается с воинств. вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди – способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т.е. детской радости (ей у Ч. противопоставлены уныние и самодовольство, но не страдание). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслоения привычных мнимостей (лит. аналог феноменологич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апология игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьезности (по существу – гордыни), отделяющей человека от др. людей и порабощающей его мнимым ценностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность личности и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у "обычного человека" (common man), чаще всего – крестьянина. Христиански окрашенное почвенничество сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на "новое средневековье" и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман "Возвращение Дон Кихота" – "Return of Don Quixote", L., 1926). Как мыслителя и католич. апологета его ценят неотомисты, особенно Э. Жильсон.

    Соч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.–N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (Ν. Υ.), 1956.

    Лит.: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chesterton, Wash., 1966.

    H. Трауберг. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Честертон

    (Chesterton)Честертон (Chesterton) Гилберт Кит (1874 - 1936)

    Английский писатель, критик. Родился 29 мая 1874 в Лондоне. С 1900 постоянно сотрудничал в газетах и журналах либерального направления. Автор романов, сборников стихов, эссе, рассказов. Являлся приверженцем католической ортодоксии. Умер 14 июня 1936 в Беконсфилде.Афоризмы, цитаты
    • Вор чтит собственность. Он хочет ее присвоить, чтобы чтить еще больше.
    • Фанатик - тот, кто воспринимает всерьез собственное мнение.
    • По-настоящему трусливы только те мужчины, которые не боятся женщин.
    • Большинство современных философов готовы пожертвовать счастьем ради прогресса, тогда как только в счастье и заключается смысл всякого прогресса.
    • Надежда - это умение бороться в безнадежном положении.
    • Безумными могут быть приключения; герой же должен быть разумным.
    • Зло подкрадывается, как болезнь. Добро прибегает запыхавшись, как врач.
    • Музыка во время обеда - это оскорбление и для повара, и для скрипача.
    • Друзья тебя любят таким, какой ты есть; жена тебя любит и хочет сделать из тебя другого человека.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов