Большая Советская энциклопедия

    (Ménandros)

    (около 343 — около 291 до н. э.), древнегреческий драматург, один из создателей новой аттической комедии (См. Новая аттическая комедия). Принадлежал к состоятельной верхушке афинского общества. Изображал обыденную жизнь, главным образом семейные конфликты. Гуманность драматурга проявилась в защите женщин, прав ребёнка, в обличении уродливых явлений быта и сочувствии рабам. Имена героев М. становились нарицательными; античная критика высоко ценила М.-стилиста. Влияние новоаттической комедии на римскую и через неё — на европейскую драму связано прежде всего с М.

    Соч.: Menandri quae supersunt, ed. A. Koerte, A. Thierfelder, pt. 1—2, Lipsiae, 1957—59; в рус. пер. — Ненавистник, пер. и предисл. А. А. Тахо-Годи, в сборнике: Писатель и жизнь, [М.], 1963; Комедии, М., 1964.

    Лит.: Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960; Webster Т. В. L., Studies in Menander, Manch., 1960; Durham D. В., The vocabulary of Menander, Arnst., 1969.

    В. Г. Борухович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МЕНАНДР (342 - 292 до н. э.) - древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях Менандр достигал тонкости индивидуальных характеристик.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    МЕНАНДР (342 - 292 до нашей эры), древнегреческий поэт-комедиограф. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях ("Брюзга", "Самиянка", "Третейский суд" и другие), несмотря на свойственное новой аттической комедии (Менандр был ее главным представителем) тяготение к стереотипным ситуациям и характерам-маскам (гетеры, раба, хвастливого воина, скупого или сурового отца), достигал разнообразия индивидуальных характеристик.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Литературная энциклопедия

    Менандр

    МЕНАНДР (342(341)—292(291)) — афинский поэт-драматург, наиболее выдающийся представитель так наз. «новой» аттической комедии (см. Греческая литература и Драма, раздел «Драма античная»), в к-рой отсутствуют политическая злободневность и фантастические элементы старой комедии и преобладают темы любви и семейных отношений. Резкое обострение классовых противоречий в IV в. вызвало в зажиточных кругах тягу к «просвещенной» монархии. М., современник Александра Македонского и длительных войн между его преемниками, не затрагивает в своих пьесах политических событий эпохи; социальные проблемы рассматриваются лишь под углом зрения личной и семейной морали и разрешаются в духе филантропической гуманности. Уже самая постановка таких вопросов, как о правах ребенка, несправедливости различной морали для мужчин и женщин, нравственной личности раба, знаменует распад уклада жизни «государства-города» и нарастание индивидуалистического мироощущения эллинизма.

    Разрабатывая эротические темы, М. широко пользуется приемами трагедии Еврипида (см.), перенося мифологические сюжеты в современную ему среду. Однообразие фабульных элементов (соблазненная девушка, подкинутые дети, узнавание их родителями и т. п.) и типических фигур комедии (раб, паразит, гетера и т. д.) М. оживляет углубленной разработкой характеров, которые и определяют развитие действия (в отличие от других корифеев «новой» комедии, разрабатывающих гл. обр. интригу), и искусной техникой диалога. Античная критика особенно ценила в комедиях М. реалистическое изображение характеров. М. написал свыше 100 пьес, к-рые до недавнего времени были известны лишь в многочисленных, но небольших отрывках и по римским переделкам, не коснувшимся лучших произведений М. с их неуместной в римских общественных условиях проблематикой. С 1907 находки папирусов обнаружили большие связные отрывки нескольких пьес М., в том числе самых известных: «Третейский суд» (Epiterepontes) и «Отрезанная коса» (Perikeiromene).Библиография:

    I. Ернштедт В. К., Порфирьевские отрывки из аттической комедии, СПБ, 1891; Варнеке Б. В., Новые комедии Менандра, Казань, 1909; Церетели Г., Новые комедии Менандра, Юрьев, 1914; Издания: Korte, 1910, и сл.; Van Leeuwen, 1919; Jensen, Menandr’s reliquiae, Berlin, 1929 (статьи и новые отрывки).

    II. Guizot M. G., Menandre, etude sur la comedie et la societe grecques, 1855.

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Энциклопедия Кольера

    МЕНАНДР

    МЕНАНДР

    (342 - ок. 291 до н.э.), афинский драматург, единодушно признаваемый выдающимся автором новой греческой комедии. Менандр был счастлив во всем: он был знатен, богат, пользовался уважением философов и царей. Его смерть во время морского купания в Пирее завершила жизненный путь, отмеченный постоянным поиском совершенства. Пока Менандр был жив, некоторые его соперники (в частности, Филемон) пользовались большей популярностью, однако посмертная слава Менандра затмила всех. Аристофан Византийский полагал, что Менандр уступает лишь Гомеру. Считалось, что Менандр смягчает души зрителей, "преподносит людям урок исполненного радости бытия". Новая комедия и пьесы Менандра отличаются от древней комедии тем, что в них отсутствует партия хора и они обходятся без песен и танцев как части действия (то и другое применяется лишь как интермедии). Нет здесь и каламбуров с непристойностями, которыми щедро пользовалась древняя комедия. Для Менандра характерно стремление показать заурядных людей в обычных обстоятельствах. Он черпал свои сюжеты из повседневной жизни Афин, изображая как серьезные, так и забавные стороны человеческого существования. Главная тема его пьес - романтическая влюбленность, которую он преподносил в различных вариациях. Менандр написал свыше 100 пьес, но первое место в состязании драматургов занимал лишь 8 раз. В сочинениях античных авторов до нас дошло ок. 100 названий его комедий (некоторые, возможно, дублируют друг друга) и многочисленные фрагменты (более 900 размером от единственного слова до 16 строк). Переработанные римскими драматургами Плавтом и Теренцием, пьесы Менандра оказали влияние на всю новоевропейскую литературу. Новая эпоха в литературной судьбе Менандра началась с конца 19 в., когда многочисленные находки папирусов, сделанные в Египте, постепенно вызволили из забвения уже не фрагменты, но значительные отрывки более 10 комедий. Сохранившегося текста четырех из них (Самиянка, Остриженная, Третейский суд и Щит) вполне достаточно для того, чтобы составить представление об их сюжете и литературных достоинствах, а продолжилась эпопея открытий публикацией в 1959 пятой, сохранившейся полностью комедии Нелюдим (другое название - Брюзга). Нелюдим был в 317 до н.э. удостоен первого приза на Ленеях (празднике в честь Диониса). Это высоконравственная комедия, в которой Менандр, несмотря на свои 25 лет, выказывает себя вполне опытным мастером. В сельской обстановке действуют юные герои - воспитанные, серьезные и целеустремленные. Им противостоит Кнемон, озлобленный на весь свет старик, ведущий полную трудов и огорчений одинокую жизнь. Комические сцены изображают Кнемона то приходящим в бешенство от проделок хитроумных раба и повара, то попадающим в раставленные ими ловушки. Пьеса разыгрывается тремя актерами. Меняя маски, они изображают 12 персонажей. Интермедии, в которых публику потешают подвыпившие гуляки, разбивают динамичное действие пьесы на пять актов. Комедию открывает пролог. Бог Пан рассказывает в нем о положении, в котором находятся герои. Пан устроил так, что молодой горожанин Сострат влюбился в благочестивую и целомудренную дочь Кнемона. Сострат пытается приблизиться к девушке, получает от старика суровый отпор, но все же успевает перемолвиться с ней словечком. Тут появляется бедный, но благородный молодой человек, сводный брат девушки Горгий. Он собирается обличить влюбленного Сострата как соблазнителя, а то и преступника, однако Сострату удается убедить его в чистоте своих намерений. Раб предлагает юноше прикинуться бедняком и приняться мотыжить землю - только такой человек может угодить старику. Сострат подчиняется, однако Кнемону не приходится увидеть его в деле, поскольку как раз в это время к его дому в сопровождении рабов является мать Сострата принести жертву Пану. Домашние Кнемона роняют в колодец кувшин, а пытаясь его достать - еще и мотыгу, и когда Кнемон, не позвав никого на помощь, спускается за ними, происходит беда: он срывается вниз. Сострат и Горгий спасают старика, а тот, растроганный этим свидетельством взаимной зависимости людей и их доброты, усыновляет Горгия и передает ему права главы семьи. Горгий тут же обручает сестру с Состратом, а сам делает прекрасную партию: его невестой становится сестра Сострата с немалым приданым. Комедия завершается семейным торжеством, и рабы насилу заставляют старика, все еще сторонящегося общества, принять участие в общем веселье.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979 Менандр. Комедии. Фрагменты М., 1981

  11. Источник: Энциклопедия Кольера



  12. Энциклопедический словарь

    Мена́ндр

    (342—292 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, главный представитель новой аттической комедии. В духе бытового правдоподобия изображал конфликты частной, семейной жизни. В отмеченных пафосом гуманности комедиях Менандр достигал тонкости индивидуальных характеристик.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (Menandros) (ок. 343 - ок. 291 до н. э.) - др.-греч. комедиограф. Крупнейший представитель т. н. новоаттич. бытовой комедии, М. в изображении традиционных образов и сюжетов преодолел условность масок, придав им индивидуальность. Он перенес внимание с общественно-политич. борьбы на личный мир человека; сочувствовал прогрессивным идеям своего времени; для него характерно сочувствие тяжелой судьбе крестьянина, в рабе и гетере он видел человека. До нас дошли лишь фрагменты комедий М. и одна целиком сохранившаяся комедия "Угрюмец" ("Dusxolos").

    Изд.: Menandri. Quae supersunt, ed. A. Koerte, Bd 1-2, Lpz., 1957-59; Menandros. Dyskolos, hrsg. von H. J. Mette, Gött., 1960; Комедии, рус. пер. Г. Ф. Церетели, M., 1936; Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы, рус. пер., (М., 1964).

    Лит.: Тройский И. М., Ново-найденная комедия М. "Угрюмец" ("Человеконенавистник"), "ВДИ", 1960, No 4; Webater T. В. L.,Menander. Plays of social criticism, Manch., 1947.

    2

    .

    (ум. ок. 150 до н. э.) - греч. правитель Сев. Индии. Расширив в результате завоеват. походов владения Греко-Бактрийского царства в Индии вплоть до низовьев Инда, М. стал самостоят. правителем греч. владений в Индии. Его столица находилась в г. Шакала (совр. Сиалкот). Стремясь укрепить социальную базу своего гос-ва, М. пытался опереться также на нек-рые слои местного населения; видимо, с этой целью он принял буддизм. В буддийской традиции М. отождествляется иногда с царем Милиндой, упоминаемым в трактате "Милиндапаньха".

    Лит.: Массон В. М. и Ромодин В. A., История Афганистана, т. 1, М., 1964; Narain A. К., The Indo-Greeks, Oxf., 1957.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Сводная энциклопедия афоризмов

    Менандр

    (ок. 342 — ок. 297 гг. до н.э.) драматург, из АфинБогов любимцы умирают юными.Как можется, живем, а не как хочется.И у богов, похоже, суд неправедный.Как из машины бог, ты появляешься.Не речью убеждают, а характером.Бог совершает все, храня молчание.Ошибки совершать всем людям свойственно.Да, время — лучший лекарь неизбежных зол.Нет в мире ничего отважней глупости.Соображаешь слабо, крепко выпивши.Женитьба (…) зло, но зло необходимое.Говорят, кто-то из друзей сказал Менандру: «Дионисии на носу, Менандр, а ты не написал комедии?» Менандр же ответил: «Клянусь, я как раз написал. Комедия придумана, остается только стихи сочинить».Как великолепен человек, если это человек настоящий!Время залечивает все раны.Живет лишь тот, кто не для одного себя живет.Жить только для себя не значит жить.Власть придает словам отпечаток правды.Не во всем и не всем нужно верить.В споре часто побеждают дерзость и красноречие, а не истина.Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.Со временем всякая правда обнаружится.Не исследуй темного, если ты пренебрег ясным.Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети.Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние. Сильно страдая, он только себя истязает, а покойнику нет от этого никакой пользы. Тот, кто умен, со слезами провожает умершего на кладбище, но, предав его земле, изгоняет из сердца скорбь. Он вспоминает, что и сам смертен, что и ему уготована та же участь.Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.Способно мудрое слово печаль врачевать.Да, слово — врач страданий человеческих, Что в силах душу из недуга вызволить.И в бурьяне бывает красивый цветок, и у простых людей — мудрое слово.Тех избегай, кто откровенен в словах.Глубокий смысл в невысказанных словах.Паче всего приучись сдерживать язык.Молчание может быть самым тяжким обвинением.Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.Презирай болтуна, который прерывает собеседника, желая обязательно вставить слово.Душе израненной доброе слово — лекарство.Добро говорящему ничего враждебного слову его не предпринимай.Дурной человек в речах познается.Нет ничего сильнее слова.Необдуманно вырвавшееся слово так же трудно удержать, как брошенный камень.Множимое языками причиной бывает бед.Никакого порока нет злей клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор.Обвинитель и судья не могут совмещаться в одном лице.Лучше встретить зло лицом к лицу, чем думать о нем.Блажен тот, кому повезет с верным другом.Никакое добро не лучше друга.Выявит друга время, как злато — огонь.Желая быть верным, имей и верных друзей.Не избегай друга, в беде находящегося.Благородство нужно, чтобы друзьям служить.Многие — угощенью друзья, а не дружбе.Даже во гневе тайны друга своего не открывай.Если ты направился к другу в гости, то вид его детей, еще до того как ты зашел в дом, скажет тебе, почитаем ли ты своим другом. Если дети встретят тебя радостно, можешь быть уверен, что друг любит тебя и ты ему дорог. Но если его дети не вышли тебе навстречу, значит твой друг не желает тебя видеть. Тогда повернись и, не раздумывая, возвращайся домой.И друзей, и недругов нужно судить равной мерой.Друга своего хваля, себя хвалишь.Во вражде друг ничем не отличается от врага.Не радуйся кончине врага, ибо все люди смертны и ждет их дом вечности. Если есть у тебя враг, не моли Бога о его кончине, ибо, умерев, он ускользнет от всех земных зол. Молись, чтобы он обеднел, остался жив и всю жизнь стонал от горя.Гляди на женские нравы, но не подражай им.Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.Любовь растет от ожиданья долгого И быстро гаснет, быстро получив свое.Гнев любящего недолог.Ссоры любящих длятся недолго.Взаимная любовь скрепляется детьми.Хорошую жену нелегко сыскать.Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого.Если собираешься жениться, то прежде разузнай, каков язык той женщины, которую ты себе выбрал в жены. Языкастая жена — это сущий ад.Если хочешь прожить без печали, не женись.Мгла солнцу наносит вред, а распутная жена имуществу мужа своего.Никогда не обвиняй ложно жены своей.Плохой муж — горше смерти.Добрая жена в доме как муравей, а злая жена как дырявая бочка.Злая жена — навсегда печаль.Женские ссоры выжигают весь дом.Родителей всегда почитай наравне с Богом.Когда ссорятся братья, не иди к ним и не пытайся их рассудить. Стой в стороне и не вмешивайся в их дела. Родные братья снова помирятся, а тебя возненавидят в сердце своем.Если сын твой вышел из отроческого возраста дерзким и бесстыжим, склонным к воровству и лжи, сделай его гладиатором. Дай ему в руки меч или нож и молись Богу, чтобы он скорее был растерзан зверьми или убит. Ибо если он останется в живых, то из-за его пороков ты погибнешь. Не жди от него ничего хорошего. Плохой сын пусть лучше умрет.Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит.Благодарность приятна вовремя.Когда ты наполнил свой живот вином, удались прочь. Неужели чревоугодие не позволит тебе оставить собрание друзей?Побеждает всегда подстрекатель.Никогда не помни прежних обид.Нет ничего ужаснее гнева.Умеющий гнев сдержать, позорных дел никогда не совершит.Скитальца и нищего встретив, не обходи.Для человека нет ничего хуже печали.Много вина — мало ума.Обилие выпитого вина ведет к болтливости.Выше высокомерия нет гнуснее порока.Не будь сварливым и неуживчивым, такие люди никогда не выходят из нищенского состояния.Презирай распущенных людей, закосневших в пороке. Их нельзя исправить, как нельзя обуздать ветер.Не следует ежедневно есть хлеб у того, кто богаче тебя. Когда ты бываешь у него за столом, он специально для тебя ничего не тратит, но если он придет к тебе, ты потратишь сразу все, что накопил за месяц, а потом тебя будут мучить угрызения совести.Никто не хочет быть в родстве с нищим.Будучи юным, повинуйся старшим.Старость не высмеивай — ведь ты идешь к ней.

    Менандр

    (Menandros)Менандр (Menandros) (ок. 342 - ок. 290 до н.э.)

    Греческий поэт-комедиограф. Самый значительный представитель так называемой новоаттической комедии. Автор более 100 пьес. Полностью дошла до наших времен только пьеса "Угрюмец".Афоризмы, цитаты
    • Многие - друзья угощению, а не дружбе.
    • Мы все умны, когда дело идет о том, чтобы давать советы, но, когда надо избегать промахов, мы не более как дети.
    • Время залечивает все раны.
    • Бог каждого человека - его совесть.
    • Мать больше любит ребенка, чем отец, потому что она знает, что ребенок - ее, а отец только предполагает, что ребенок - его.
    • Власть придает словам отпечаток правды.
    • Много вина - мало ума.
    • Справедливый человек - не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым.

  17. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  18. Реальный словарь классических древностей


    • Menander,

    Μένανδρος,

    1. афинский полководец во время Пелопоннесской войны, принимавший участие в экспедиции в Сицилию. Кажется, что он избежал погибели в Сицилии и, вероятно, был тот самый, который под начальством Алкибиада командовал еще войском в Геллеспонте и был одним из предводителей при Эгоспотамах. Plut. Alc. 36. Thuc. 7, 16. 43. 69. Хеn. Hell. 1, 2, 16. 2, 1, 26;

    2. сын полководца Дионейфа, родился в 342 г. до Р. X., самый замечательный поэт новой комедии (см. Comoedia, Комедия, 5). Цветущая пора его деятельности относится ко времени тотчас после смерти Александра; первое его произведение Έφηβοι, написано в 322 г. Хорошее воспитание, отличное образование и благоприятные внешние условия выпали на его долю и способствовали веселой, роскошной и полной наслаждений жизни. Он находился в близких отношениях с Теофрастом и Эпикуром, а развитием своего искусства, по всей вероятности, был обязан дяде, Алексису. Был близок и с Деметрием Фалерейским, а египетский царь, Птолемей сын Лага, старался привлечь его в Александрию. Но он остался в Афинах и умер 52-х лет от роду, утонув во время купанья. Передают, что он написал больше 100 комедий, но одержал победу на состязаниях только 8 раз, хотя сочинения его читались очень охотно. Развитию и усовершенствованию новой комедии он оказал важные услуги своим тонким остроумием и прекрасным обработанным языком. К сожалению, ни одна из его комедий не сохранилась в целости, но дошло много отрывков и заглавия 73 комедий, между которыми самые замечательные: Άδελφοί, Άνδρία, Έαυτòν τιμωρούμενος, Ευ̉νου̃χος; эти дошли до нас в переделках Теренция. По ним-то и можно составить общее понятие и суждение о характере новой греческой комедии, хотя они и уступают оригиналу в утонченности, силе и естественности. В древности все в один голос говорили о превосходстве М. Он считался образцом меткой наблюдательности, богатого вымысла и верной характеристики; к этому присоединялась, кроме того, благородная сдержанность, умеренность тона, убедительность и практическая мудрость его изречений, если не всегда изящных, зато вполне ясных. Отсюда и происходит то обилие сентенций в сохранившихся фрагментах, и множество компиляций, составленных из изречений и жизненных правил Менандра с присоединением и чуждых элементов, расположенных в алфавитном порядке и известных под именем Γνω̃μαι μονόστιχοι. ср. Quint. 10, 1, 69. Ov. trist. 2, 369. Prop. 3, 20. Лучшее собрание фрагментов Meineke, com. Graec., т. IV (т. II, 867 слл. меньшее изд.). Из числа менее известных людей того же имени можно назвать:

    3. ритора М. родом из Лаодикеи, жившего в 1-й половине 3 в. от Р. X.;

    4. исторического писателя, родом из Эфеса, писавшего о греческих и не греческих царях, отрывки из которого сообщает Иосиф;

    5. философа-киника, ученика Диогенова и поклонника Гомера;

    6. софиста из Великой Фригии, написавшего комментарий к Демосфену.

  19. Источник: Реальный словарь классических древностей



  20. Античные писатели

    Менандр, Menandros, из Афин, 342-293/292 гг. до н. э., греческий комедиограф. Сын состоятельного афинянина Диопейта, учился в Лицее у Теофраста. На эфебии, соответствующей нашей воинской повинности, М. был товарищем Эпикура. Дядей М., а возможно и литературным наставником, был комедиограф Алексис, а другом еще со времен совместного обучения в Лицее — Деметрий Фалеронский, правитель Афин, поставленный македонцами в 317-307 гг. После падения его режима М. подвергался большой опасности. Однако он до самой смерти не покидал Афин, несмотря даже на то, что его приглашал к своему двору в Александрии Птолемей I. Он вел жизнь светского человека, было известно о его связях со знаменитыми гетерами Таидой и Гликерией. Он утонул, купаясь на Пирее. — М. писал очень легко и создал более 100 комедий (нам известно 109 названий, но среди них, возможно, есть и двойные заглавия), не все эти пьесы были поставлены в Афинах, а некоторые и вовсе не ставились при жизни поэта. Его сценическим дебютом был Гнев (Orge; 321 г.). М. одержал только 8 сценических побед, при жизни уступая Филемону. Громкую славу он приобрел только после смерти, став любимым писателем образованной общественности, читаемым в греко-римском мире (Египет, Галлия) вплоть до V в. н. э., которого ставили выше Аристофана и наравне с Гомером. Через римских подражателей Плавта и Теренция он стал подлинным родоначальником европейской комедии, родившейся из комедии новоаттической. Все оригинальные произведения М. пропали в эпоху поздней античности, поскольку греческая школа аттицистов признавала за образец для подражания только аттический диалект V и VI вв. до н. э., представленный в комедиях Аристофана. От творческого наследия М. осталось только большое число фрагментов. И лишь папирусы из Египта принесли более обширные куски текстов М, а в 1959 г. — единственную целиком дошедшую пьесу — Отшельника (Dyskolos). Знакомство с произведениями М. в дальнейшем становится более подробным, открытия продолжаются, их результаты подтверждают правильность высокой оценки творчества комедиографа в древности. Комедии М. мы сегодня знаем по большим отрывкам из его пьес и единственной целой пьесы, найденным на папирусах, по многочисленным мелким фрагментам (свыше 100), донесенным до нас посредством цитат, и тем же путем, через творчество других писателей, дошедшим до нас сведениям о его творчестве, по переложениям его пьес римскими последователями (произведения Плавта и Теренция). Наиболее известные нам пьесы — это уже упомянутый Отшельник, или Мизантроп (Dyskolos e Misanthropos; 316 г.), комедия характеров, рисующая образ недоверчивого и желчного старого аттического крестьянина Кнемона, целым внезапных поворотов судьбы вынужденного изменить свое неприязненное отношение к людям; Девушка с отрезанной прядью (Perikeiromene), история воина, ревнующего свою возлюбленную; Самийка (Samia), комедия со сложной интригой об отце, подозревающем, что сын увел у него любовницу и имеет от нее ребенка; Третейский суд (Epitrepontes), история распадающегося брака — молодой господин узнает о слишком ранней беременности жены, которую подозревает в добрачной связи, в то время как это он сам, не узнанный, увел ее еще девушкой с брачного пира. Эта пьеса обладает сложной интригой, ведущей в конце концов к раскрытию правды, наверное лучшая из известных нам комедий М. Рядом с ней следует поставить Щит (Aspis), комедию, в значительной части (более чем половина) дошедшую до нас в папирусах, опубликованных в 70-е годы; в ней рассказывается история афинской семьи, интрига разворачивается вокруг имущества, которым является военный доспех считавшегося погибшим юноши. У нас есть также обширные фрагменты из пьес Земледелец (Georgos), Герой (Heros), Отмеченная божеством (Theophorumene), Кифаред (Kitharistes), Льстец (Kolaks), Перинфиянка (Perinthia), Привидение (Phasma) и найденный недавно фрагмент комедий Ненавистник (Misumenos) и Сикионцы (Sikyonioi). В комедиях М. неизменно присутствуют образы отцов — старцев, суровых или снисходительных, скупых или щедрых; молодых людей — легкомысленных, образцовых или исправляющихся по ходу действия; «хороших» и «плохих» гетер; молодых дочерей горожан; разного рода рабов, от дураков, получающих побои, до хитрецов, направляющих ход событий; воинов, от несчастных влюбленных до шумных бахвалов; унаследованные от древней комедии фигуры паразитов и надутых поваров. В общем, окружение зажиточных городских семейств, космополитичное в силу устранения политических реалий эпохи. Стержнем действия является иногда раскрытие характера главного героя, чьи реакции (гнев, недоверчивость, жадность) определяют развитие действия, а иногда запутанная интрига, ведущая в итоге к соединению двух влюбленных или получение состояния, часто эти цели переплетаются. Репертуар мотивов не слишком богат: совращенные девушки, подкинутые или похищенные дети, разлученные семьи и неизбежный во всех зрелых произведениях М. момент anagnorismos (узнавания; например, узнавания родителями якобы погибших детей), но писательское искусство проявлялось в переплетении мотивов и создании на основе традиционных типажей индивидуальных, прекрасно обрисованных характеров, в которых отсутствовали крайности: ни черных, ни белых, но почти всегда наделенных какой-либо чертой, вызывающей симпатию. Атмосфера комедий М. отмечена симпатией ко всем выведенным в них образам, пониманием человеческих судеб и ситуаций, ненавязчивой дидактичностью. Это делает творчество М. явлением не столь красочным, как исполненная страстей древняя аристофановская комедия, но приятным, интересным, склоняющим к размышлениям. Философия М. смиряется с переменчивостью человеческой судьбы, которой управляют божества (самое могущественное из которых — Случай (Tyche)), проявляющие себя в людских характерах. Важнейшие требования к человеку — понимание и сочувствие другим людям. Косвенным образом эту философию раскрывают многочисленные блистательные в литературном отношении сентенции-гномы, рассеянные в пьесах. Именно из них большей частью состоят фрагменты, дошедшие до нас в цитатах, из них же складываются частью аутентичные, частью заполненные чужими, не Менандровыми, высказываниями сборники, как например Одностишия (Gnomai monostichoi), представлявшие собой учебные тексты для школ и распространенные в эпоху поздней античности и в Византийский период, которые были переведены на сирийский, арабский, старославянский языки. Комедии М. строились по определенной схеме, которая на много веков стала канонической. Содержание пьесы пояснялось в унаследованном от Еврипида прологе (иногда его произносило божество), после него следовало 5 актов, разделенных обозначенными в тексте лишь примечаниями выступлениями хора, о первом появлении которого объявлял один из актеров, но у хора не было собственного текста и он не играл никакой роли в действии пьесы. Сценические диалоги написаны ямбическим триметром, а иные части — трохеическим тетраметром. Языком М. был аттический диалект, явственно тяготеющий к разговорному языку образованных кругов Афин. Некоторые герои отмечены индивидуальным языковым стилем, в Щите даже пародируется дорийский диалект, вложенный в уста псевдолекаря. М. избегает всяческой вульгарности в выражениях, оставляя элементы грубоватого комизма лишь в сценах с поварами и рабами. Редки у него намеки на современные ему личности и события, при наличии разработанной экономической тематики отсутствуют политические аллюзии, хотя М. умеет реалистически воссоздать фон как сценических, так и происходящих за сценой событий (например, сражения с варварами, усеянное телами поле битвы в Щите). Он прекрасно воссоздает черты быта, разбирается в общественных институтах и законах, неоднократно даже определяющих действие пьесы, как в Щите и Сикионцах.

  21. Источник: Античные писатели



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: