Большой энциклопедический словарь

    ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (ок. 130 - ок. 200) - христианский богослов, мученик, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна Богослова. Главное сочинение "Обличение и опровержение лжеименного знания" (на греческом языке) - полемика с еретическими учениями гностицизма. Память в Православной церкви 23 августа (5 сентября), в Католической - 28 июня.

  1. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  2. Энциклопедия Кольера

    СВ. (ок. 130-202), отец церкви, родился ок. 130 в Смирне (или поблизости от нее) в Малой Азии. Учился у св. Поликарпа Смирнского (который, в свою очередь, был учеником св. Иоанна Богослова), стал пресвитером, а позднее - епископом Лионским. Ириней умер (вероятно, мученической смертью) в 202 в Лионе. День памяти святого 28 июня (в Русской православной церкви 23 августа по старому стилю). До нас дошли многочисленные фрагменты сочинений Иринея, цитируемых позднейшими авторами, и только два сочинения, сохранившихся полностью. Первое из них - трактат Против ересей (Adversus haereses) - содержит изложение гностических учений и других еретических систем. Опровергая эти системы, Ириней в то же время оставляет нам ценное свидетельство о характере вероучения древней церкви. Он пишет: "Хотя Церковь рассеяна по всему свету вплоть до пределов земных, однако эту веру она усвоила от апостолов и их учеников..." Затем Ириней говорит об общехристианской вере в подлинность евангелий и во второе пришествие Христа, а также о вере в первенство Римской церкви. В другом сочинении, сохранившемся только в армянском изводе, Ириней доказывает истинность евангельского учения, опираясь на ветхозаветные пророчества.

    ЛИТЕРАТУРА

    Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). М., 1994 Ириней. Творения. М., 1996

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Философская энциклопедия

    ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

    ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Ειρηναίος ο Λουγδούνου επίσκοπος) (ок. 130 — ок. 202), отец и учитель Церкви, крупнейший христианский богослов 2 в. Родом из Малой Азии, в юности был учеником св. Поликарпа Смирнского. Был пресвитером в Лионе (Лугдунуме), ок. 177 стал епископом, принял мученичество во время гонений Септимия Севера. Он примирил восточных и западных христиан в вопросе о дате празднования Пасхи, выступил защитником апостольской веры от гностицизма. Его важнейшее сочинение — “Обличение и опровержение лжеименного знания” ("Έλεγχος και ανατροπή της ψευδονύμου γνώσεως) в 5 книгах, написанное на греческом языке и сохранившееся в древнем латинском переводе (“Против ересей”, Contra Haereses). Ириней отвергает небиблейское гностическое учение о двух божествах (в частности, у Валентина), видя в этом отрицание христианской сотериологии (учения о спасении). Только осуществленный Христом акт воплощения сделал возможным реальное спасение и “обожение” человека. Само искупление состоит в восстановлении, “возглавлении” (recapitulatio, άνακεφαλαίωσις) Христом человечества и всего нарушенного грехопадением миропорядка, что позволяет Иринею типологически сравнивать ветхого Адама с новым, Христом, а ветхую Еву — с новой. Бо

    городицей. В евхаристии — сочетании земного и небесного — происходит действительное приобщение человека к Богу. Эсхатологические взгляды Иринея, как и Юстина и Тертуллиана, свидетельствуют о его хилиазме. В целом Ириней оказал большое влияние на становление церковной догматики.

    Соч.: Harwey W. W. Sancti Irenaei libres quinque Adversus haereses, t. 1—2, Cambr., 1949; в рус. пер.: Сочинения святого Иринея. СПб., 1900 (репринт: М., 1996).

    Лит.: Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1, 2-е изд. Сергиев Посад, 1914; Benoît A. S. Irénée. Introduction à l'étude de sa théologie. P., I960; BroxN. Offenbarung, Gnosis und gnostischer Mythos bei Irenäus von Lyon. Salzb., 1966; WingrenG. Man and Incarnation. Phil., 1956.

    A. В. Михайловский

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ирине́й Лио́нский

    (около 130 — около 200), христианский богослов, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших ещё апостола Иоанна Богослова. В главном сочинении «Обличение и опровержение лжеименного знания» (на греческом языке) — полемика с гностическими еретическими учениями.

    * * *

    ИРИНЕЙ Лионский

    ИРИНЕ́Й Лионский (ок. 130 — ок. 200), христианский богослов, мученик, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского(см. ПОЛИКАРП (Смирнский)) и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна Богослова(см. ИОАНН Богослов). Главное сочинение «Обличение и опровержение лжеименного знания» (на греческом языке) — полемика с еретическими учениями гностицизма(см. ГНОСТИЦИЗМ). Умер мученической смертью во время гонений Септимия Севера(см. СЕПТИМИЙ СЕВЕР) вместе с многими членами своей паствы. Память в Православной церкви 23 августа (5 сентября), в Католической — 28 июня.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Ириней Лионский

    (ок. 130 — 200 гг.) епископ Лионский, богословРазногласием касательно поста утверждается согласие веры. (О спорах из-за сроков празднования Пасхи.)(Христос) сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  10. Античная философия

    ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 - ок. 202/203 н. э.), христианский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предположительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного знания» (Ἔλεγχος καὶ ἀνατροπὴ τῆς ψευδωνύμου γνώσεως) в 5-ти кн., известно и сокращенное название «Против ересей», Adversus haereses (apud Hier. De vir. ill. 35), - направленного против гностических учений. Среди утраченных произведений И. также было, по свидетельству Евсевия Кесарийского, некое полемическое сочинение «О познании» (Περί ἐπιστήμης), направленное против язычников (Eus. Hist. Eccl. V 26). Фотий отмечает, что некоторые ошибочно приписывали авторство трактата «О сущности Вселенной» И., а не Ипполиту Римскому, ученику И.

    Текст «Опровержения» И. известен по греческим фрагментам (у Ипполита Римского, Евсевия Кесарийского, Епифания) и древнему латинскому переводу. Обличая гностицизм, И. подробно излагает систему Валентина как наиболее популярную из всех гностических учений, затем опровергает учеников Валентина, после чего обращается к источникам этих ересей - древнейшим гностикам (Симону Магу, Василиду, Карпократу и мн. др.). В результате в первых главах 1-й кн. (Adv. haer. I, 1-8) у И. содержится самое полное изложение гностического мифа, а в целом произведение И. - важнейший источник по истории гностицизма и раннего христианства. По И., все гностические ереси восходят к языческой философии и культовой практике (мистериям).

    Одновременно, в ходе опровержения гностиков, И. формулирует основные пункты истинной теологии. Он сохраняет апофатические посылки апологетов, но решительно устраняет из идеи о Боге всякие намеки на изменение и развитие. Бог всегда равен и подобен себе (II 13, 8); отсюда следует, что Сын-Логос со-вечен Отцу, а его ипостасное бытие не связано с актом творения. Т. обр., И. заменяет космологическое понимание Логоса онтологическим: Бог вечно раскрывает себя через Логос, вторую ипостась, которая одна только не-тварна (IV 6, 3; 14, 1). В христианском учении для И. рефлективный элемент не так важен как элемент собственно религиозный. Поэтому особое место у него занимает учение о спасении, в связи с которым он намечает некоторые пункты антропологии (соотношение плоти, души и духа в человеке - V 9, 1) и этики (спасение отчасти зависит от человека; душа не бессмертна, если не уподобится высшему совершенству - V 16, 2). Христос для И. не просто Ум или Логос, а Бог живой, воплотившийся и принявший смерть ради спасения человечества. Можно сказать, что И. восстановил важнейшее, экзистенциально-антропологическое измерение христианства, потесненное абстрактной «философичностью» апологетов.

    Соч.: Irenaeus. Adversus haereses. Ed. W. Harvey. Vol. 1-2. Camb., 1857; Irénée de Lyon. Contre les hérésies I. Éd. par A. Rousseeau et L. Doutreleau. Vol. 1-2. P., 1979; Ириней Лионский. Пять книг против ересей. Пер. П. Преображенского. М., 1868.

    Лит.: Schoedel W. R. Philosophy and Rhetoric in the Adv. haereses of Irenaeus, - VChr 13, 1959, p. 22-32; Donovan M. A. Irenaues in Recent Scholarship, - SecondCent 4, 1984, p. 219-241; Федченков С. А. Святой Ириней Лионский. Серг. П., 1917; Афонасин Е. В. «В начале было...»: античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. СПб., 2002; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV веков. М, 2004.

    М. А. СОЛОПОВА

  11. Источник: Античная философия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: