Словарь Брокгауза и Ефрона

    (G. Croom Bobertson, 1842—1892) — английский философ, профессор философии в University College в Лондоне. Сначала он стоял на эмпирической точке зрения, но в последних своих сочинениях более склоняется на сторону Лейбница и Лотце. Главнейшие его труды: "Philosophical Remains" (Лонд., 1895); "Elements of general Philosophy" (ib., 1896); "Elements of Psychologie" (ib., 1896). См. Ибервег-Гейнце, "История новой философии" (СПб., 1899).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Robertson)

    Джон Маккиннон (14.11.1856, Родик, — 5.1.1933, Лондон), английский историк раннего христианства. Принадлежал к мифологической школе, отрицавшей историчность Иисуса Христа. В своих исследованиях пришёл к выводу о том, что источник евангельского мифа о Христе — дохристианский древнееврейский культ Иисуса (Иошуа); следы этого культа он находил в Ветхом (Иисус Навин) и в Новом заветах.

    Соч.: A short history of Christianity, [3 ed.], L., [1931]; Christianity and mythology, 2 ed., L., 1936; Pagan Christs, [2 ed.], L., 1911; в рус. пер. — Евангельские мифы, М., 1923; Первоначальное христианство, М., 1930.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    robertson

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (Robertson), Джон Маккиннон (14.XI.1856 - 5.I.1933) - англ. историк раннего христианства. Исследования Р. направлены гл. обр. на поиски корней евангельского мифа о Христе. Р. пришел к выводу, что основным источником этого мифа является дохристианский др.-евр. культ Иисуса (Иошуа), следы которого он находил и в Ветхом завете (Иисус Навин) и в Новом завете. Работы Р. явились важным этапом в развитии мифологической школы, отрицающей историчность Иисуса Христа. Р., однако, оставлял без внимания социальную основу изучаемых верований и культов.

    Соч.: A short history of Christianity, L., 1902; Christianity and mythology, L., 1910; Pagan Christs, L., 1911; A history of freethought in the 19th century, L., 1929; A history of freethought, ancient and modern, to the period of the French revolution, L., 1936; в рус. пер. - Евангельские мифы, M., 1923; Первоначальное христианство, M., 1930.

    2

    .

    (Robertson), Уильям (19.IX.1721. - 11.VI.1793) - шотл. историк, видный представитель историографии Просвещения. С 1743 - пресвитерианский священник, с 1761 - проф. теологии в Эдинбургском ун-те, с 1763 - королев. историограф Шотландии; лидер партии умеренных в шотл. Генеральной ассамблее. Наиболее важный ист. труд Р.- "История государствования императора Карла V" ("The history of the reign of the Emperor Charles V", v. 1-3, L., 1769, новое изд. - v. 1-2, L., 1857; рус. пер. - т. 1-4, M., 1839), в обширном введении к к-рому Р. изложил свой взгляд на судьбы Европы от падения Рим. империи до нач. 16 в. Выдвинутая им концепция истории средневековья получила значит. распространение в бурж. медиевистике кон. 18 - нач. 19 вв. Первостепенную роль в становлении ср.-век. общества Р. отводил варварским завоеваниям, в итоге к-рых, по его мнению, возникла феод. система с ее политич. анархией, войнами, культурным упадком. Последующий прогресс в развитии европ. стран Р. связывал с крестовыми походами. Осуждая их с типично-просветительских позиций, как "памятник человеческого безумия и суеверий", Р. вместе с тем крайне преувеличивал положительное воздействие этих походов на европ. цивилизацию, считая, что именно они привели к росту европ. городов, торговли, расцвету культуры. Как идеолог буржуазии, Р. особенно подчеркивал творческую роль купечества в истории. Концом средневековья и началом нового времени Р. считал период царствования Карла V. Р. написал также "Историю Шотландии..." ("The history of Scotland during the reigns of Queen Mary and of King James VI", v. 1-2, L., 1759), остававшуюся долгое время единств. систематич. изложением шотл. истории 16 в., и был в числе историков, положивших начало изучению истории открытия и завоевания Америки ("The history of America", v. 1-2, L., 1777, 9-е издание, дополненное - v. 1-4, L., 1800, рус. пер.- ч. 1-2, СПБ, 1784).

    Лит.: Косминский Е. A., Историография средних веков, М., 1963, с. 243-247; Humphreys R. A., W. Robertson and his "History of America", L., 1954.

    M. А. Заборов. Москва.

    3

    .

    (Robertson), Уильям Спенс (7.Х.1872 - 1955) - амер. историк. Учился в Висконсинском и Иельском ун-тах. В 1910-41 - проф. Иллинойсского ун-та. В 1937-41 заведовал кафедрой истории. Р.- один из крупнейших исследователей истории латино-амер. стран, особенно их отношений с европ. державами в период войны за независимость в Лат. Америке. Ценность его трудов в их обширной архивной документации. По методу исследования Р.- эмпирик, писавший в традиц. манере бурж. объективизма, сводя историю к деятельности правителей и дипломатов.

    Соч.: Francisco de Miranda and the revolutionizing of Spanish America, Wash., 1908; History of Latin-American nations, 3 ed., N. Y., 1943; Hispanic-American relations with the U. S., N. Y. - L., 1923; Rise of the Spanish-American republics, N. Y., 1965; France and Latin-American independence, N. Y., 1967.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Сводная энциклопедия афоризмов

    Робертсон

    (Robertson)Робертсон (Robertson) Ф.Афоризмы, цитаты
    • Сила характера состоит из двух вещей: силы воли и силы самовоздержания; поэтому для своего существования она требует еще двух вещей: сильных чувств и сильной власти над ними.

  9. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов