Словарь Брокгауза и Ефрона

    один из девяти мучеников, пострадавших в гор. Кизике в конце III века за распространение веры и исповедание Христа, после пыток, был обезглавлен. Память 29 апреля. См. Филимон, свят.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Theognis)

    из Мегары (гг. рождения и смерти неизвестны), древнегреческий лирический поэт 2-й половины 6 в. до н. э. Аристократ, участник политической борьбы, долго жил в изгнании. Под его именем сохранилось 2 книги наставительных «Элегий». Мировоззрение Ф. отличают культ родовой доблести, ненависть к победоносной «черни», жажда богатства и власти. Однако традиционные советы чтить богов и предков создали Ф. популярность в античности.

    Соч. в рус. пер.: Элегии, пер. А. Пиотровского, П., 1922; в кн.: Эллинские поэты, в пер. В. Вересаева, М., 1963.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ФЕОГНИД - древнегреческий поэт-лирик 2-й пол. 6 в. до н. э. Две книги стихотворений под его именем, написанные элегическим дистихом, лишь отчасти принадлежат Феогниду: книга 1-я - нравственные советы, перемежающиеся с пиршественными мотивами, а также с политическими выпадами против победы демократии; книга 2-я - эротического содержания.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Феогнид

    ФЕОГНИД (Теогнид) из Мегар — греческий лирик VI в. до н. э., отразивший в своем творчестве ожесточенную классовую борьбу периода революций, к-рые положили конец родовому строю и привели к созданию античного общества. Представитель родовой аристократии, Ф. был изгнан из родного города и скитался по разным областям Греции. Пессимизм и отчаяние разбитой аристократии, ненависть к демосу — «подлым», к богатеющим горожанам и их вождям — «тиранам» Ф. облек в форму коротких нравоучительно-политических «элегий», застольных стихотворений. Элегии эти обращены к мальчику Кирку, к-рого Ф. по старинному дорийскому обычаю «наставляет» в основных принципах аристократической этики, но традиционные нравоучения греческой гномики перемежаются с острыми взрывами политической озлобленности и жажды мщения. Лирика Ф. являет собою один из ярчайших в мировой литературе образцов аристократической классовой ненависти и презрения к «черни». Призывая к консолидации аристократии, Ф. ополчается против браков между разоряющейся знатью и богатыми представителями «худородного» демоса, в результате чего «порода граждан тускнеет», биологически «ухудшается» — «эвгеническая» теория, обратившая на Ф. внимание Фр. Ницше и фашистских теоретиков «расизма». Элегия Ф. пользовалась широкой популярностью у афинской аристократии и служила материалом для застольного пения; имя автора стало почти собирательным для «застольной» поэзии, и дошедший до нас сборник представляет собою в сущности «пировой песенник», который содержит очень большое количество стихотворений, не принадлежащих Феогниду и относящихся к разному времени.Библиография:

    Elegies of Theognis..., commentary el appendies by T.; Hundson-Wiliams, N. J., 1910; Diehl E. Anthologica Graeca, Lpz., 1925. Переводы из Ф. на русск. яз.: Алексеев В., Древнегреческие поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1895; Вересаев В. В., Эллинские поэты, Полн. собр. сочин., т. Х, М., 1929.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Феогни́д

    древнегреческий поэт-лирик 2-й половины VI в. до н. э. Две книги стихотворений под его именем, написанные элегическим дистихом, лишь отчасти принадлежат Феогниду: книга 1 — нравственные советы, перемежающиеся с пиршественными мотивами, а также с политическими выпадами против победы демократии; книга 2 — эротического содержания.

    * * *

    ФЕОГНИД

    ФЕОГНИ́Д, древнегреческий поэт-лирик 2-й пол. 6 в. до н. э. Две книги стихотворений под его именем, написанные элегическим дистихом(см. ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ), лишь отчасти принадлежат Феогниду: книга 1-я — нравственные советы, перемежающиеся с пиршественными мотивами, а также с политическими выпадами против победы демократии; книга 2-я — эротического содержания.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Сводная энциклопедия афоризмов

    Феогнид

    (2-я половина VI в. до н.э.) поэт-лирикПресыщение рождает наглость, когда человеку дурному выпадает на долю счастье и когда человек этот не обладает здравым умом.Обдумывай по дважды и по трижды то, что приходит тебе на ум.Различным образом испытывай нрав друзей, особенно же смотри, каков кто во гневе.Не сообразно жене молодой принадлежать мужу старому, ибо подобно челноку, привязанному к кораблю, она не может сообразоваться с движениями кормы и не имеет под собою якоря, но, оторвав веревки, часто по ночам находит другую пристань.Мне ненавистны жена-непоседа и муж ненасытный, Любящий плугом своим ненасытным пашню чужую пахать.Вино, если его пить не в меру, и неблагоразумного и мудрого человека делает одинаково легкомысленными.Добрые речи ведите, за чашей веселою сидя, И избегайте душой всяческих ссор и обид.

    Феогнид

    (Theognis)Феогнид (Theognis) из Мегары (конец VI в. до н.э.)

    Греческий поэт-лирик. Годы рождения и смерти неизвестны. Родина - Мегара. Аристократ, участник политической борьбы. Основной темой стихов было объяснение нравственных принципов аристократии и критика демократических порядков, явившаяся причиной его ссылки. Под именем Феогнида сохранились две книги "Элегий", но считается, что авторство ему принадлежит лишь отчасти.Афоризмы, цитаты
    • Льву и тому не всегда угощаться приходится мясом.
    • Как ни силен, и его может постигнуть нужда.
    • Есть невозможные вещи. О них никогда и не думай. То, что сделать нельзя, сделать не сможешь вовек.

  11. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Theognis,

    Θέογνις, элегический поэт, живший ок. 540-500 гг. до Р. X, был родом из аттической Мегары и принадлежал к богатой дорической знати этого города, которая около этого времени, при демократическом перевороте, утратила свое политическое влияние и богатство. Ф. гордый аристократ, также потерпел убытки от этой революции, чем и объясняются его горькие жалобы на испорченность и несправедливость противников. Ему приписывается дошедший до нас сборник двустиший, состоящий из 1389 стихов. Но между ними попадаются также стихи Солона, Тиртея, Мимнерма и др.; плохие же стихи эротического содержания, начиная с 1231 стиха, принадлежат, вероятно, позднейшему времени. Весь сборник состоит из отрывков без всякой внутренней связи, хотя кое-где встречаются краткие, полные элегии. Ф., как и другие элегики до него, в своих элегиях постоянно имел в виду действительную жизнь того времени, из многочисленных изречений в его стихотворениях уже рано стали составлять сборники для употребления в школах. Эти сборники, составленные, без сомнения в известном порядке, утрачены, дошедший же до нас сборник относится, вероятно, к позднейшему времени и составлен без всякого порядка, по цитатам, встречавшимся у других писателей. Большинство из стихотворений Ф. были увещевательные элегии к знатному мегарскому юноше по имени Кирну, сыну Полинаида; в существующем сборнике встречаются также отрывки из элегий другого рода, особенно из застольных элегий. Изд. Camerarius (1551), Sylburg (1591), Bekker (1815 и 1827), Welcker (1826, главное изд.), Orelli (1840), Bergk (в poet. lyr. Graec.), Ziegler (1868), (2-е изд., 1880) Sitzler (1880) Nietzsche, zur Geschichte der Theognischen Spruchsammlung, Rhein. Mus. Bd. 22, стр. 161 слл.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Античные писатели

    Феогнид, Theognis или Theugnis, из Мегары, VI в. до н. э., греческий поэт. Подименем Ф. сохранился сборник элегий, насчитывающий примерно 1400 стихов. Довольно трудно установить, какие из них и вправду являются произведением Ф., а какие написаны другими поэтами (Мимнермом, Солоном, Тиртеем). Достаточно часто встречаются повторения, а иногда и противоречия. О жизни самого Ф. нам известно немногое. Аристократ по происхождению и убеждениям, он жил в период крупных общественных перемен и долгой борьбы за власть, которая уже бесповоротно ускользала из рук старой родовой аристократии. Заклятый ваг демократии, Ф. вынужден был покинуть Мегару и удалиться в изгнание. Сборник, сохранившийся под именем Ф., открывают три обращения: к Аполлону, Артемиде, Музам и Харитам — богиням красоты. До сих пор не удалось ни выявить композиционные принципы сборника, ни разделить его на отдельные элегии. Предположительно, это конгломерат различных сентенций и произведений. Тематически в нем можно выделить три основные группы мотивов. Наиболее отчетливо прослеживается цикл элегий, адресованных молодому аристократу Кирну. Ф. излагает ему унаследованный от предков моральный кодекс аристократа, верного идеалам своего класса. В основе кодекса лежит деление всех людей согласно их происхождению на «хороших, благородных», то есть аристократов, и «злых, подлых», к которым относятся все остальные. Здесь еще нет представления о надклассовой этике. В соответствии с этой терминологией, все пороки и недостатки Ф. механически приписывает «злым», а всю полноту достоинств и добродетелей — «добрым». Первая заповедь аристократа — держаться вдали от «подлых» и общаться исключительно с аристократами. Нужно переждать злые времена демократического правления до того часа, когда придет избавитель и вернет старый порядок. В одной из элегий к Кирну Ф. вписал собственное имя, то есть отметил ее «личной печатью» (sphragis), которая должна была сохранить для потомства имя автора элегий и предотвратить изменение их содержания. К этой группе мотивов тесно примыкает следующая, прозванная «жалобами аристократа». Она состоит из разбросанных по всему сборнику сетований на трудное материальное положение, просьб к Зевсу о помощи, жалоб на новых правителей государства, аллегорически представленного в образе ладьи, управляемой нерадивыми моряками, которую носит по морю. Спасти государство Ф. призывает не только аристократов, но и «разумных подлых». И наконец, третью группу составляют застольные мотивы: дружба, правила употребления вина, любовь, молитвы перед пиром и во время него, а также застольные политические беседы, в том числе угроза набега мидян. Отдельные элегии сборника, сохранившегося под именем Ф., пели в Аттике во время пира на протяжении многих десятилетий VI и V вв. до н. э. как сколии. Многие античные писатели цитировали Ф. как моралиста, среди них Платон, Ксенофонт, Аристотель.

  15. Источник: Античные писатели



  16. Большой Энциклопедический словарь

    ФЕОГНИД
    ФЕОГНИД - древнегреческий поэт-лирик 2-й пол. 6 в. до н. э. Две книги стихотворений под его именем, написанные элегическим дистихом, лишь отчасти принадлежат Феогниду: книга 1-я - нравственные советы, перемежающиеся с пиршественными мотивами, а также с политическими выпадами против победы демократии; книга 2-я - эротического содержания.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  17. Источник: