(Арман Mieg) — немецкий военный деятель; род. в 1834 г.; состоит майором баварской армии, с 1880 г. в отставке. Его теории об употреблении пехотного оружия, о вольфраме как материале для снарядов, о малокалиберном оружии и др. были приняты во всех армиях. Напечатал: "Die Verwendung des Infanteriegewehrs M/71 nebst einer Anleitung zum Distanzschätzen" (Берлин, 1577); "Theoretische äussere Ballistik nebst Anleitung zur praktischen Ermittelung der Flugbahnelemente" (Берлин, 1884).
МИГ, -а, муж. Мгновение, очень короткий промежуток времени. В один м. (в одно мгновение, в один момент).
м.
самолет марки МИГ-3 и т. д.
-а, м.
Очень короткий промежуток времени; мгновение, момент.
И бросив взор к стране своей: — Прости, отчизна золотая! — Сказал, — быть может, в этот раз С тобой навеки мне проститься, Но этот миг, но этот час Надолго в сердце сохранится! Лермонтов, Корсар.
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, — Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался. Лев — цап его за воротник! Михалков, Заяц во хмелю.
|| чего или какой.
Какое-л. определенное время.
Но близок, близок миг победы. Ура! мы ломим; гнутся шведы. Пушкин, Полтава.
Настал недобрый миг — и мы расстались, как враги. Тургенев, Последнее свидание.
в один миг очень быстро, мгновенно.
м.
самолет марки МИГ-3 и т. д.
(иноск.) — момент и наименьшее расстояние времени (сколько надо для мгновенья — мигания глаз)
Ср. Мигом. Мгновенно, тотчас.
Ср. Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Державин. Бог.
Ср. Воображение мигом перенесло меня в его квартиру. Передо мною предстала тесная комната в пятом этаже...
Григорович. Свистулькин. 1.
МИГ, мига, мн. нет, муж. (книжн.). Очень короткий промежуток времени, мгновение. В один миг всё исчезло. Счастливый миг. «На краткий миг блаженство нам дано.» Баратынский. «Миг еще - и нет волшебной сказки.» Фет. «Ни на миг не оставляешь ты аккуратности своей.» Некрасов.
|| Момент, время, которого ждут. «Миг вожделенный настал, окончен мой труд многолетний.» Пушкин.
м.; = Миг
Общее название самолетов-истребителей, разработанных под руководством авиаконструкторов А.И. Микояна и М.И. Гуревича.
МиГ - марка самолетов, разработанных под руководством А. И. Микояна и М. И. Гуревича и в Опытно?конструкторском бюро (ОКБ) им. Микояна.
Русская мера времени, равная секунде, иначе наз. ТОЧКА.
род. п. -а, укр. миг, блр. мiг, болг. миг, сербохорв. ми̑г, род. п. ми̑га "знак, кивок", словен. mȋg, чеш. mih, польск. mig. Отсюда мига́ть, -а́ю, укр. мига́ти, др.-русск. мигати, ст.-слав. помиѕати διανεύειν ὀφθαλμοῖς (Рs. Sin.), болг. ми́гам, сербохорв. ми̏гати, ми̏га̑м, словен. mígati, mȋgam "делать знак, сверкать", чеш. mihati, слвц. mihаt᾽, польск. migać. Другая ступень чередования: цслав. мьгнѫти (см. мгнове́ние), сербохорв. ма̏гнути, ма̏гне̑м, ст.-слав. съмѣжити καμμύειν (Супр.), др.-русск. мѣжити "зажмурить". Родственно лит. miegmì, 3 л. ед. miẽkti наряду с miegù, miegóti "спать", miẽgas "сон", лтш. miêgt "закрывать глаза", др.-прусск. meicte "спать", лтш. migа "логово зверя", áizmigt, -migu "уснуть", а также др.-прусск. maiggun, вин. ед. "сон", сакск. nä-mäjs-, согд. nimiž "мигать", ср.-перс. miž "веко", ср.-нж.-нем., ср.-нидерл. micken "направлять взгляд, наблюдать"; см. Бенвенист, ВSL 38, 280 и сл.; Ван-Вейк, IF 28, 124 и сл.; Бернекер 2, 57; Траутман, ВSW 174; М.–Э. 2, 624 и сл., 651. Ср. также мжить, жму́рить. Вряд ли сюда относится мгла, вопреки Керну (IF 4, 110); ср. Бенвенист, там же, Ван-Вейк, там же. См. еще мечта́.
муж. moment, instant в один миг ≈ in a blinkм. moment, instant;
в один ~ in the same instant.
миг м Augenblick m 1a в один миг im Augenblick, im Nu, im Handumdrehen на миг auf ( für] einen Augenblick
м
Augenblick m
в один миг — im Augenblick, im Nu, im Handumdrehen
на миг — auf ( für ) einen Augenblick
м.
moment m, instant m
в один миг — en un clin d'œil
ни на миг — pas une seconde
м.
momento m; instante m(мгновение)
в оди́н миг — en un abrir y cerrar de ojos, en un dos por tres
в тот же миг — simultáneamente, al mismo tiempo
ни на миг — ni por un momento
м.
attimo, istante
в один миг — in un attimo / istante
в тот же миг — nello stesso istante
я в один миг! — volo!; faccio subito!
МИГ -а; м. Очень короткий промежуток времени; мгновение, момент. Молния на м. осветила местность. Прошёл один м. после взрыва. В один м. перепрыгнуть через ограду (очень быстро, мгновенно). // чего и с опр. О каком-л. определённом времени. М. счастья. М. победы. Радостный м. успеха.
* * *
МиГмарка самолётов, разработанных под руководством А. И.Микояна и М. И.Гуревича и в ОКБ им. Микояна.
* * *
МИГМИГ, марка самолетов, разработанных под руководством А.И. Микояна(см. МИКОЯН Артем Иванович) и М.И. Гуревича(см. ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович) в Опытно-конструкторском бюро (ОКБ) имени Микояна (с 1999 —Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»). Свою историю предприятие ведет с 1893, когда в Москве начал действовать завод «Дукс», производивший вначале велосипеды, а затем ручные и моторные дрезин. В начале 1900-х гг. на «Дуксе» начали собирать автомобили, а в 1909 построили первый дирижабль и аэроплан. В дореволюционные годы завод стал крупнейшим самолетостроительным предприятием России, собирал самолеты типа «Фарман», «Ньюпор», «Моран», «Вуазен». В 1914 было выпущено 180 аэропланов, а в 1917 — 492. На самолете «Ньюпор-IV», изготовленном на заводе «Дукс», авиатор П. Н. Нестеров(см. НЕСТЕРОВ Петр Николаевич) в 1913 впервые в мировой практике выполнил «мертвую петлю».
В начале 1920-х гг. на заводе стал налаживаться выпуск самолетов отечественной разработки, в частности, конструкции Н.Н. Поликарпова(см. ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич). Первая отечественная серийная машина — двухместный разведчик Р-1 получил известность после перелета Москва—Пекин—Москва. В 1920-е гг. на базе завода «Дукс» был создан Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ №1), на территории которого позднее было сформировано опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Н.Н. Поликарпова.
В 1927 авиазавод №1 начал производство учебных самолетов У-2 (По-2) конструкции Н.Н. Поликарпова. Одновременно в серийное производство был запущен самолет Р-5, прославившийся при спасении челюскинцев. С заводом сотрудничали конструкторские бюро С.В. Ильюшина(см. ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович), А.С. Яковлева(см. ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич), В.М. Петлякова(см. ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович). В 1930-е гг. из цехов завода вышли самолеты ЦКБ-26 и ЦКБ-30 (прототипы будущих Ил-2 и Ил-4). В 1939 летчики В.К. Коккинаки(см. КОККИНАКИ Владимир Константинович) и М.Х. Гордиенко на самолете ЦКБ-30 совершили беспосадочный перелет из Москвы в США.
В декабре 1939 на авиазаводе №1 был создан опытно-конструкторский отдел под руководством А.И. Микояна. Одним из ближайших его сподвижников стал М.И. Гуревич. В короткие сроки конструкторами был создан небольшой моноплан МиГ-1 из древесины и фанеры с низкорасположенным крылом. На самолете установили мощный двигатель АМ-35А конструкции А.А. Микулина(см. МИКУЛИН Александр Александрович). Первый полет МиГ-1 совершил в апреле 1940. Благодаря мощному мотору моноплан развил скорость до 628 км/ч. МиГ-1 и его модификация МиГ-3 серийно производились заводом №1 вплоть до октября 1941, когда в связи с угрозой захвата Москвы ГАЗ №1 вместе с входящим в его состав отделом Микояна был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара). Всего было выпущено 3300 истребителей МиГ.
В 1942 конструкторский отдел Микояна стал самостоятельным ОКБ-155 и вернулся в Москву. В это же время на территории ГАЗ №1 был организован авиационный завод №30 (в последующем «Знамя труда», Московское авиационно-производственное объединение и Производственный центр имени П.А. Воронина(см. ВОРОНИН Павел Андреевич) корпорации «МиГ»). В период Великой Отечественной войны на заводе строились самолетов различных типов, включая штурмовики Ил-2. В послевоенные годы завод освоил выпуск пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14, Ил-18.
Микоян был одним из первых, кто оценил будущее реактивной авиации. Первым реактивным самолетом в его КБ стал МиГ-9 с двумя турбореактивными двигателями. Особое внимание в конструкторском бюро Микояна уделяли проблеме создания стреловидного крыла, которое значительно увеличивало скорость самолета. Такое крыло было необходимо для обеспечения полетов на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
В послевоенные годы микояновцам удалось создать удачные образцы реактивных истребителей, которые поступили на вооружение советских военно-воздушных сил. Одним из них был МиГ-15 — оборудованный герметичной кабиной пилота и катапультируемым креслом. Его первый полет состоялся в 1947 году. Максимальная скорость МиГ-15 составила 1050 км/ч, потолок полета — 15 км. Следом появился МиГ-17 — первый отечественный сверхзвуковой самолет. На его базе был создан перехватчик МиГ-17ПФ с радиолокационной системой и форсированным двигателем.
В 1954 появился МиГ-19, оборудованный двумя двигателями. Этот сверхзвуковой боевой самолет со стреловидным крылом, с навигационно-прицельной системой, мог летать днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Новым достижением конструкторов стал легкий маневренный истребитель МиГ-21. Он на большой скорости пролетал на довольно низкой высоте, у него была меньшая скорость приземления, меньший угол атаки, более тяжелое вооружение, чем у предшественников. Самолет отличался легкостью и удобством в управлении и обслуживании, обладая при этом хорошими летными качествами.
С 1962 производство истребителей МиГ-21 было освоено на родном для микояновцев авиазаводе в Москве. В 1968 здесь началось серийное производство самолетов с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23, которые в ряде государств (Китай, Польша, Чехия, Индия) производились по лицензии. Позднее был создан всепогодный перехватчик МиГ-25. 6 октября 1977 совершил первый полет легкий истребитель МиГ-29, а с 1982 началось серийное производство этого самолета, главное назначение которого — завоевание превосходства в воздухе. Всего было построено 1500 самолетов этого типа, которые поставлялись в десятки стран мира. За шесть десятилетий разработчиком «МиГов» — ОКБ имени Микояна было создано около 450 проектов боевых самолетов, из которых 170 воплощены в жизнь, а 94 машины производились серийно. Всего на советских и российских авиастроительных заводах было построено 60 тысяч самолетов марки «МиГ», из них 11 тысяч поставлены на экспорт более в чем 40 стран мира. Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» было образовано в конце 1999 года. Это крупнейший авиастроительный холдинг России, объединяющий 14 предприятий различного профиля, в том числе инженерный центр «ОКБ имени Микояна», производственный центр имени Воронина, Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс, Калязинский машиностроительный завод.