противоположно понятию истины и по содержанию близко к понятию ошибки. Хотя русский язык и не всегда вполне точно отличает З. от ошибки, но можно подметить разницу между ними. З. обозначает более общее родовое понятие, ошибка — более конкретный, частный случай. З. глубже коренятся в душе человека и более сознательны, чем ошибки. Коротко говоря, З. есть ошибка относительно предметов принципиальных. Вопрос об источниках и характере З. принадлежит философа, вопрос об ошибках — логике и психологии. Человек ошибается, когда он ложно толкует факты внутреннего и внешнего мира. Сами по себе ощущения и восприятия не обманывают человека; самообман, ошибка коренится в ложном толковании ощущений. Иллюзия, напр., есть неправильно истолкованное ощущение; галлюцинация — ощущение, истолкованное в смысле восприятия. Ошибки могут быть при определении и разделении понятий, а также при доказательстве положений; во всех этих случаях ошибка является вследствие нарушения формальной стороны мысли; источник ошибки и тут заключается в волевом моменте, ибо формальная сторона рассудка сама по себе точно так же, как и ощущение, не способна к ошибке. Материальная сторона, т. е. образование неправильных посылок, и есть З. Известное сочинение Аристотеля "О софистических доказательствах", равно как и 18-я и 19-я главы третей части знаменитой Порерояльской Логики касаются ошибок, а не З. — С другой стороны, от З. должно отличать ложь, или намеренный обман, как акт воли данного субъекта, вводящего других в такие З., от которых он сам свободен. Невнимание к этому различию, заставляя видеть в самых невинных З. произведение злой наказуемой воли, причинило человечеству множество бедствий. Впрочем, даже по основным вопросам веры сами богословы признают в принципе возможность безгрешных и ненаказуемых З., происходящих от непобедимого неведения (ignorantia invincibilis). Бэкон дал первую классификацию З., которые он называл идолами (idola specus, tribus, fori, theatri). Некоторые его указания имеют значение и для настоящего времени; он первый указал на З., в которые человек впадает по необходимости вследствие своей организации (мысль родственная антиномиям Канта); он указал на З., связанные с человеческой речью (стремление слово принимать за реальность) и с господствующими ходячими теориями. Но Бэкон дал лишь описание главнейших З., не коснувшись более глубокого вопроса о происхождении З.: Декарт и Спиноза — главные представители двух возможных решений этого вопроса. Декарт находит, что З. проистекают из различия объемов воли и познания; наше познание ограничено, воля безгранична. На З. Декарт смотрит как на нечто положительное, а не только как на простое отрицание или ограничение познания; источник этого положительного характера З. он видит в воле. Спиноза не может искать причины З. вне разума, ибо воля для него есть только абстрактное понятие. Человеческий разум непогрешим, поскольку он есть часть Бога. Мысль, адекватная бытию, — истина; З. соответствует небытию. Единственный источник З. (и ошибок) — воображение. "Тот, кто ошибается при сложении цифр, имеет в уме другие цифры, чем те, которые написаны на бумаге. Само по себе и воображение не может создавать ложных образов, поэтому заблуждаться не значит воображать себе то, чего нет, а представлять себе то, что есть, но не в полноте. З. само по себе — лишь ограничение и отрицание". На сторону Декарта стал Шопенгауэр, который — с иной, правда, точки зрения - доказывает подробно Декартову мысль о том, что в воле следует искать источники З. (см. "Die Welt als Wille und Vorstellung", глава о примате воли перед интеллектом). Полная теория заблуждений может быть дана лишь в зависимости от анализа понятия истины. См. Ferrari, "De Ferreur" (П., 1840), Brochard, "De l'erreur" (П., 1879).
Э. Радлов.
ЗАБЛУЖДЕ́НИЕ, -я, ср.
1. Состояние того, кто заблуждается, ошибается. Ввести в з. Впасть в з.
2. Ложное мнение. Распространённое з.
-я, ср.
1.
Состояние по знач. глаг. заблуждаться.
Ввести в заблуждение.
□
[Арбенин:] Стреляться? с вами? мне? Вы в заблужденье. Лермонтов, Маскарад.
2.
Неправильное, ошибочное мнение, представление о чем-л.
— Ты, я ведь вижу, все понял и оценил и с сожалением относишься к моим заблуждениям. Л. Толстой, Анна Каренина.
— Что в степи невозможен лес — вреднейшее заблуждение, — говорил Анатолий Семенович, кивая на стройные ряды молодых сосен и берез. А. Кожевников, Живая вода.
ЗАБЛУЖДЕ́НИЕ, заблуждения, ср. (книжн.).
1. Ошибка, неправильное, ложное мнение. «Зритель, зыблемый сомненьем меж истиной и заблужденьем.» Жуковский. Наука стремится рассеять укоренившиеся заблуждения. Искоренять заблуждения.
2. Состояние заблуждающегося человека. Впасть в заблуждение. Быть, находиться в заблуждении относительно чего-нибудь. Это обстоятельство ввело меня в заблуждение. Простите, я невольно ввожу вас в заблуждение.
3. Порок (поэт. устар.). «Был жертвой бурных заблуждений и необузданных страстей.» Пушкин. «Он (свет) не карает заблуждений, но тайны требует для них.» Пушкин.
ср.
Ошибочное, ложное представление о чём-либо.
ср. error, mistake вводящий в заблуждение ≈ deceitful вводить в заблуждение ≈ (кого-л.) to mislead, to delude, to lead astray, to deceive вывести из заблуждения ≈ (кого-л.) to undeceive, to disabuse впадать в заблуждение ≈ to be deludederror
n.fallacy, error
заблуждение с Irrtum m 1b* впасть в заблуждение in einen Irrtum verfallen* vi (s)
с
Irrtum m (умл.)
впасть в заблуждение — in einen Irrtum verfallen(непр.) vi (s)
с.
erreur f
ввести в заблуждение — induire en erreur
впасть в заблуждение — tomber(ê.) dans l'erreur
вывести из заблуждения — désabuser vt, dessiller vt
с.
error m, equívoco m, extravío m
серьезное заблужде́ние — error de mucho bulto
ввести́ в заблужде́ние — inducir a error
впасть в заблужде́ние — caer en un error
вы́вести из заблужде́ния — sacar del error
пребыва́ть в заблужде́нии — estar en un error
с.
errore m, opinione f errata
ввести в заблуждение — indurre in errore
впасть в заблуждение — cadere in errore
распространенное заблуждение — un'idea erronea abbastanza diffusa
差错
- в гражданском праве - термин, употребляемый для обозначения неправильного представления лица о сделке, в которую оно вступило. При заключении сделки под влиянием 3. воля заблуждавшегося формируется под влиянием ошибочного представления об обстоятельствах, имеющих существенное значение для сделки. Сделка, совершенная под влиянием существенного З., рассматривается как разновидность сделок с пороками воли, и по иску стороны, действовавшей под влиянием З., может быть признана недействительной. З. не обязательно связано с виной участников сделки; оно может возникнуть вследствие случайных обстоятельств. Для признания сделки недействительной сторона, действовавшая под влиянием З., обязана доказать наличие З., а т.ж. его существенное значение, т.е. доказать, что при отсутствии З. сделка не была бы совершена. Судом или арбитражным судом существенным З. обычно признается неправильное представление о предмете сделки, о другом ее участнике, о ее юридической природе. З., касающееся мотивов сделки, не может служить основанием для признания сделки недействительной. В случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить все полученное по сделке, а при невозможности возвратить в натуре - возместить стоимость полученного.
юридическое состояние участника гражданских правоотношений, заключающееся в неправильном представлении об элементе правоотношений - основании их возникновения, субъекте, объекте или содержании. 3. имеет значение факта юридического постольку, поскольку лицо,пребывающее в состоянии 3., обычно не может правильно сформировать собственную волю или обнаружить волеизъявление, соответствующее воле.
3. может стать следствием сознательных действий контрагента, которые называются обманом. Но чаще всего 3. имеет место в силу случайных обстоятельств - недостаточной юридической грамотности контрагента, неумения или невозможности правильно воспринять те или иные фактические обстоятельства, чрезмерного доверия к другой стороне и т.п.
3. признается существенным, если бы при его отсутствии лицо не вступило бы в соответствующее правоотношение;
иные 3. - несущественные. Пункт 1 ст. 178 ГК РФ устанавливает, что существенное значение имеет 3. относительно природы сделки, либо тождества, или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможность использовать его по назначению. 3. относительно мотивов сделки не имеет существенного значения. Сделка может быть признана недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием 3.. имеющего существенное значение.
Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием 3.,
соответственно применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ (каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах: законом могут быть предусмотрены иные последствия недействительности сделки). Если 3. имело характер обмана, то потерпевший вправе взыскать с обманувшей стороны переданное ей по сделке, а все полученное от нее по сделке обязан передать в доход РФ (п. 1 ст. 179 ГК РФ). Кроме того, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения реального ущерба, если дока\' жет, что 3. возникло по вине другой стороны. Если это не доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если 3. возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.
Статьей 948 ГК РФ отдельно установлено право страховщика, не воспользовавшегося до заключения договора страхования правом на оценку страхового риска и умышленно введенного в 3. относительно страховой стоимости имущества, оспорить размер страховой стоимости.
Белов В.А.
— эпистемологическая характеристика знания, выражающая его относительный и ограниченный характер. В плане индивидуальном З. означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, такое несоответствие может возникнуть в результате ошибок как в процессе рационального мышления, так и иррациональной деятельности.
В каждый исторический период те или иные знания считаются либо истинными, либо ложными. Именно с таких позиций логика подходит к оценке знаний при проверке, подтверждении и опровержении научных гипотез, законов и теорий. Когда же знания рассматриваются в процессе их развития, такая их оценка оказывается недостаточной, ибо не учитывает изменения их объективного содержания. В истории науки долгое время существовали теории, считавшиеся истинными, подтвержденные многочисленными фактами наблюдений, но впоследствии оказавшиеся либо полностью, либо частично ошибочными. К числу теорий первого рода относится геоцентрическая система Птолемея, признававшая в качестве центра нашей планетной системы и даже мироздания Землю, а не Солнце. Эта система, несмотря на упорное сопротивление церкви, была опровергнута гелиоцентрической системой Н. Коперника. В физике подобной же теорией была теория теплорода, считавшая теплоту особой невесомой материей, присутствующей в каждом теле и служащей причиной тепловых явлений. Несостоятельность теории теплорода была доказана в сер. 19 в. молекулярно-кинетической теорией вещества. Чаще в ходе развития науки происходит не полный, а только частичный отказ от прежних положений теории, оказавшихся ошибочными, уточняются также действительные границы их применения. Наиболее известной и показательной в этом отношении является теория классической динамики механики И. Ньютона и его теория гравитации. Законы ньютоновской динамики оказались неприменимыми для исследования движения микрочастиц и поэтому были заменены законами квантовой механики. Специальная и общая теории относительности опровергли прежние ньютоновские представления о пространстве, времени и гравитации. В связи с этим сам А. Эйнштейн заявлял, что «общая теория относительности показала, что, опираясь на фундамент, значительно отличающийся от ньютоновского, можно объяснить соответствующий круг экспериментальных данных более удовлетворительным образом, чем опираясь на фундамент, взятый Ньютоном». Действительно, если даже одни и те же факты можно объяснить с помощью разных теорий, то тем более возникает необходимость в новых теориях, когда обнаруживаются факты, которые не объясняются старой теорией. Именно периодически возникающее несоответствие между новыми фактами и старыми теориями служит источником развития научного познания. Вместе с этим развитием меняются и наши представления и оценки об истинности и ложности научного знания. То, что признавалось истинным на протяжении многих веков, оказывается З. в свете новых фактов, а то, что считалось З., становится истиной. К истине абсолютной как своему пределу, дающему исчерпывающее, полное и глубокое знание о предмете исследования, познание идет через истины относительные, неполные, частичные, которые наряду с объективно верным отображением действительности содержат и ошибочные элементы, обусловленные историческими рамками развития науки и практики в каждый конкретный период времени. В связи с этим кажется сомнительным утверждение, что абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Во-первых, сама абсолютная истина представляет собой некий идеал, к которому стремится познание, никогда не достигая его, во-вторых, поскольку в относительных истинах всегда имеются элементы заблуждения, то из такой суммы никогда не может возникнуть абсолютная истина, в-третьих, представление о том, что истина в науке возникает путем постепенного накопления частичных истин, приводит к кумулятивистской т.зр., согласно которой новые открытия в науке не приводят к пересмотру прежних научных истин.
ЗАБЛУЖДЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Заблужда́ться. Ввести в з.
2. Неправильное, ошибочное мнение, представление о чём-л. Бороться с заблуждениями.
представление, мысль или ход мысли, не соответствующие истине, фактическим обстоятельствам, предмету (материальная ошибка) или противоречат законам логики (формальная ошибка). Источниками заблуждения могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; ограниченный познавательный материал; предрасположенность; пристрастия; опрометчивые обобщения и т. д.
Заблуждение
Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * УчениеБлизкие темы: Заблуждение * ОшибкаЗаблуждение -
Заблуждение неразрушимо: слишком многие находят в нем свою выгоду. -
• Буаст
Одно из величайших заблуждений - это думать, что все чувствуют, видят и мыслят точно так же, как и мы. -
• Буаст
Следует отказываться от того, что представляется ложным и шатким, даже если нам нечем заменить его. Заблуждение остается заблуждением независимо от того, ставим ли мы на его место истину или нет. -
• Вольтер (Voltaire)
Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями. -
• Гете (Goethe)
Медицина - одно из величайших заблуждений человечества. -
• Мольер. Moliere.
Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою. -
• Кант Иммануил (Kant)
Одно заблуждение борется с другим, каждое разрушает своего противника, и из борьбы рождается истина. -
• Бокль (Buckle)
Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. -
• Бюффон (Buffon)
Нет такого нелепого заблуждения, которое не нашло бы своего защитника. -
• Голдсмит Оливер (Goldsmith)
Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один. -
• Руссо Жан Жак (Rousseau)
Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям. -
• Вольтер (Voltaire)
Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, - самые опасные. -
• Смит Адам (Smith)Общество все-таки больше выигрывает от заблуждения человека, который после долгого изучения и приготовления думает самостоятельно, чем от верных мнений тех людей, которые исповедуют их только потому, что не позволяют себе думать. -
• Милль Джон (J.S.Mill)
Кто требует многого и находит удовольствие в сложном, тот более других подвержен заблуждениям. -
• Гете (Goethe)
У заблуждения можно порой научиться большему, чем у правоты. -
• Лонгфелло Генри (Longfellow)
Первоначально чье-либо личное заблуждение становится общим, а затем уж общее заблуждение становится личным. Вот и растет постройка, к которой каждый прикладывает руку так, что самый дальний свидетель события оказывается осведомленным лучше, чем непосредственный, а последний человек, узнавший о нем, - гораздо более убежденным, чем первый. -
• Монтень (Montaigne)
- англ. fallacy /error; нем. Irrtum. Неверное, искаженное отражение действительности; несоответствие субъективного образа объективной действительности. см. ИСТИНА, ОШИБКА.
- англ. fallacy /error; нем. Irrtum. Неверное, искаженное отражение действительности; несоответствие субъективного образа объективной действительности. См. ИСТИНА, ОШИБКА.