«Бедность»

Бедность в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Бедность»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  8. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  13. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  14. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  15. Энциклопедический словарь экономики и права
  16. Энциклопедический словарь
  17. Сводная энциклопедия афоризмов
  18. Оригинальная словарная подборка афоризмов
  19. Энциклопедия социологии
  20. Социологический словарь
  21. Социология: словарь
  22. Толковый словарь по социологии
  23. Социология: Энциклопедия
  24. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  25. Словарь церковнославянского языка
  26. Словарь антонимов
  27. Словарь бизнес-терминов
  28. Тезаурус русской деловой лексики

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    Б., в обширном смысле, понимается обыкновенно как скудость и противопоставляется богатству, как обилию вообще, какому бы то ни было. В этом смысле говорят о бедности (и богатстве) природы, языка, права, литературы, разных отраслей науки и искусства — вообще всех умственных и нравственных проявлений жизни человека, личной и собирательной (общественной, государственной, церковно-религиозной и т. д.). В более тесном, прямом и непосредственном смысле, бедность означает скудость средств, определяющих хозяйственную (экономическую) обстановку жизни отдельного человека (личности), слоев населения (общественных классов, сословий, местностей) и целых стран или государств. Но и в этом более тесном смысле, в котором бедность противопоставляется благосостоянию, как понятие о бедности, так и ее значение в кругу явлений общественной и государственной жизни — всегда и повсюду относительное, определяющееся общим уровнем цивилизации и теми требованиями, которые предъявляются экономической обстановке жизни, личной и собирательной. Оттого смысл и значение бедности всегда и повсюду были и остаются весьма различными, изменяясь в различные эпохи и в разных странах, в зависимости не только от того, в какой степени развито сознание важности общего благосостояния, но и от того, в какой мере эгоистические чувства отдельных людей разных слоев населения уравновешиваются готовностью или необходимостью сознавать и чувствовать нужду тех, экономическая жизнь которых полна лишений. В этом отношении особенно важен коренной переворот, который с конца XVIII в. происходит в миросозерцании народов европейской культуры. Понятия и душевные настроения, вызываемые бедностью, изменяются в таком направлении, которое до этого было совершенно чуждо цивилизованному населению не только классической (языческой) Европы, но и позднейшей (христианской) Европы. Пока рабство и крепостное право, в их различных видах и формах, принадлежали к коренным государственным и общественным устоям и в качестве таковых оберегались и освящались властью положительного закона и силой нравов, обычаев, привычек и инстинктов (широко распространенных вплоть до классов, пребывавших в рабстве и крепостном состоянии), для сознания важности и необходимости общего благосостояния оставалось очень узкое поле. Экономическое благосостояние считалось уделом лишь привилегированного меньшинства, так называемых "правящих" классов (слоев) населения; да и у них оно было не столько результатом сознательных и намеренных о нем забот и стремлений к нему, сколько косвенным последствием привилегированности их положения в государстве и обществе. В других случаях, когда благосостояние встречалось вне связи с привилегированным положением в государстве и обществе — главным образом в виде плодов, которые давала торговая предприимчивость, — на это явление смотрели как на исключение, свойственное только известным местностям, в силу особенностей обстановки и условий жизни их населения. Это миросозерцание, сложившееся еще в древности (в Греции и Риме), долго господствовало в Европе и после падения классического мира. Потребовалось несколько столетий для того, чтобы сознательные стремления к экономическому благосостоянию, к умножению богатств стали повсеместным явлением во всех европейских государствах. От этого-то характера явлений, в которых выражалось историческое движение к экономическому благосостоянию, зависели и явления противоположного свойства, относящиеся к бедности. Если бедность сосредоточивала на себя внимание, то вплоть до новейшего времени это происходило не в силу ее общего экономического значения, а в силу жалости, возбуждаемой страданиями и лишениями, в которых бедность выражается, и в силу страха от тех влияний, которые иногда оказывала бедность, толкая значительные части населения на путь порока, преступлений и насилий, вредных и опасных для общего мира, общественного спокойствия и государственного порядка. Иначе говоря, бедность сосредоточивала на себе внимание или как повод к благотворительности (см. это слово), или как основа для особых частей государственного управления и законодательства. Как коренной повод к благотворительности, частной и общественной, бедность очень рано выделилась в самостоятельный и особый круг явлений общественных и государственных, по мере того как распространялось христианство. Взывая к чувству милосердия, возбуждая, воспитывая и укрепляя это чувство, уговаривая и склоняя к пожертвованиям в пользу бедных, собирая эти пожертвования и раздавая их нуждающимся, церковь этим не только исполняла одну из прямых своих обязанностей — вместе с тем достигались и другие цели. Сосредоточивая у себя попечения о бедных и благотворительности в их пользу и стремясь к возможно большему расширению этой области своей деятельности, церковь в этом как бы находила некоторое возмещение за ту уступку, которую она повсюду должна была сделать, мирясь с рабством и крепостным правом. В то же время попечения о бедных и благотворительность сосредоточивали в руках церкви одну из важнейших и наиболее видных областей государственного управления и ставили ее в ближайшие отношения к самым многочисленным слоям населения. Наконец, пожертвования, которые делались во имя милосердия и любви к ближнему, сосредоточиваясь в распоряжении церкви, давали ей то огромное богатство, которое долго было одной из наиболее замечательных особенностей положения церкви во всех западноевропейских государствах. Секуляризация имуществ церкви, лишив ее средств для широкой деятельности по попечению о бедности, отодвинула на второй план эту деятельность, с ослаблением которой ослабели и постепенно на продолжительное время почти совсем замерли лежавшие в ее основании начала милосердия и любви к ближнему. Характер попечений о бедности, даже понятие о ней самым коренным образом изменились, когда это дело перешло в руки светской власти, в момент перехода как раз всего более отличавшейся полицейско-фискальным направлением. В основание своей деятельности светская власть положила не сознание обязанности помогать неимущему и бедствующему, а сознание тех опасностей для государственного порядка и общественного спокойствия, которые представляли массы неимущих, сильно увеличившиеся повсюду именно тогда, когда государственная власть впервые на них должна была сосредоточить свое внимание, по разным причинам (главным образом, вследствие разорения продолжительными войнами и непосильными налогами и вследствие сильно ухудшившегося повсюду положения крестьян, оказавшихся на континенте Европы еще более закрепощенными, а в Англии потерявшими последние остатки своей земли). Самое представление о бедности тогда существенно изменилось и его место заняло понятие о нищенстве (см. это слово). В господствовавшем же миросозерцании и основанной на нем практики вместо прежнего сострадания к бедности появились репрессивные меры против нищенства, нередко бесчеловечно жестокие, представляющие одну из самых мрачных страниц в истории законодательства и государственного управления даже таких стран, как Англия и Франция. Лишь в весьма слабой степени означенные меры смягчались, но далеко не уравновешивались тем, что одновременно с преследованием нищенства государственная власть поставила одной из своих задач призрение общественное (см. это слово), как совокупность тех способов, которыми она признавала возможным помогать неимущим в известных случаях, ограниченных очень узкими пределами уже вследствие того, что нуждавшиеся в помощи были разделены на заслуживающих и не заслуживающих ее. Заслуживающими считались лишь те нуждающиеся, которые не только оказывались совершенно неспособными к работе, но которые своей оседлостью и, так сказать, прикрепленностью к их местожительству могли быть сделаны предметами местных попечений, в Англии — графств и городов (то есть всех органов местного самоуправления), а на континенте Европы — только городов. Засим все способные к работе, но не находившие ее на месте, уже вследствие поисков этой работы и именно в эпоху преследования нищенства значительно умножившие собой городское население, образовали новый, очень значительный слой населения, преимущественно городского, считавшегося "не заслуживающим" помощи. Этому новому слою, несмотря на всю бедственность его положения, в течение долгого времени никто не признавал себя обязанным являться на помощь, ни по побуждениям сострадания, ни по соображениям государственной пользы или по видам административно-политическим; напротив, помощь им даже признавалась вредной. Эти-то массы "не заслуживающих" помощи, хотя и нуждавшихся в ней, постепенно больше и больше разрастаясь, составили источник и основание европейского пролетариата (см. это слово). Широкому гуманитарному движению идей второй половины XVIII века предшествовали 2½ столетия преследования нищенства и полный переворот, происшедший в составе и условиях жизни городского населения. В составе этого населения главнейшим элементом являлись уже, как особый общественный слой и отдельное сословие, рабочие или рабочие классы (см. это слово). В то же время унаследованные от Средних веков отношения между различными слоями промышленно-городского населения сильно изменились, вследствие значительных перемен, происшедших в самой промышленности. Постепенное развитие крупной мануфактуры, поощряемой мерами таможенного протекционизма и притоком значительных масс дешевого труда, уменьшило в более богатых слоях городского населения интерес к городскому самоуправлению и к поддержанию прежних организаций ремесел и промыслов, цехов, корпораций, промышленных и рабочих союзов (см. эти слова). Своей регламентацией цехи стесняли крупное производство, затрудняли для него соперничество с ремеслами и мешали пользованию дешевым трудом. К концу XVIII столетия прежнее городское самоуправление было в весьма значительной мере упразднено; последние его остатки не соответствовали времени и никому в данном своем виде уже не были нужны. Наступала эпоха необходимого преобразования, и так как это преобразование требовалось во имя свободы, как от старинных стеснений, унаследованных от Средних веков, так и от позднейших стеснений и ограничений, созданных фискально-полицейским законодательством, подрывавшим интересы городского населения, то естественно, что все слои этого населения сгруппировались под знаменем промышленной свободы. Требования ее вошли в ту программу, которая впервые полным образом выставлена была французской революцией конца XVIII столетия, а потом обошла всю Европу. С этой эпохой совпал величайший переворот, который когда-либо переживала техника промышленности. Изобретение способов пользования силой пара и применение этой новой двигательной силы к работе усовершенствованными орудиями и машинами, с последней четверти XVIII века положили основание новой форме производства, фабричной, при которой мелкие ремесла оказывались бессильными выдержать борьбу с новым соперником, и потому значительная часть ремесленников, их подмастерьев и учеников, до того еще кое-как державшихся, пополнили собой толпы пролетариата. С другой стороны, именно спрос на дешевых рабочих, исходивший от фабрик, усилил наплыв в города новых рабочих масс, тоже вошедших в состав пролетариата. Уже тогда, в конце XVIII столетия, теоретики-наблюдатели угадывали иногда свойство происходивших на их глазах новых явлений и указывали на громадное их значение для ближайшего будущего. С XIX столетия выразителями нужд, интересов и требований городского пролетариата явились первые представители социализма (см. это слово), из учения мало-помалу переходящего в программу и приобретающего значение одного из важнейших факторов современной западноевропейской жизни. В образовании этого-то фактора коренное влияние оказывает пробудившееся у рабочих масс сознание экономического положения, в котором они находятся. Центральным и исходным пунктом относящихся сюда взглядов и стремлений служит Б., являющаяся при этом в новой обстановке и новом освещении. Она сознается не как случайное бедствие, постигшее отдельную личность, не как повод к состраданию или к мерам по охране видимого благоустройства и полицейского порядка, а как бедствие, охватывающее огромные массы скученного в городах рабочего населения и по своему существу хроническое, не прекращающееся, даже развивающееся и представляющее постоянную мрачную противоположность тому богатству и благосостоянию, которым все больше и больше могут пользоваться остальные классы населения. Не менее важно то видоизменение в представлении о бедности, которое обуславливается распространившимся среди рабочих классов объяснением причин, ее первоначально вызвавших и продолжающих ее порождать безостановочно. Объяснение это заключается в указании на неравномерность распределения богатств, а равно на весь состав современного имущественного права, особенно же наиважнейших и коренных его институтов, собственности, наследства и свободы договоров, как главнейших, якобы, основ бедности, делающих ее неминуемой. И наконец, всего существеннее в новейшем видоизменении представления о бедности то, что ее устранение не только сознается многими, как дело возможное и необходимое, но требуется в виде коренного переворота, которому должен подвергнуться весь современный государственный и общественный строй с отречением от всех исторических его оснований. Все эти мысли и стремления вполне уже определились и выразились в эпоху народных движений в конце 1840-х годов, но тогда лишь в виде вспышки, не имевшей еще силы для того, чтобы разгореться в большое пламя. Но прошло еще немного лет и с середины 1860-х годов "социальное движение", постоянно усиливаясь и разрастаясь, произвело коренной переворот в миросозерцании, определяющем отношение к социальному вопросу законодательства, государственного управления и общественного мнения в переживаемую нами эпоху. Отношение это характеризуется прежде всего стремлением правдиво и смело идти навстречу движению, чтобы в нем разобраться, выделить то, что оно содержит законного, справедливого и разумного, и на почве мирного соглашения посильно трудиться над решением крупной задачи, насколько она разрешима без насильственного переворота в коренных основаниях современного государственного и общественного порядка, не разрывая связи с прошлым, а, напротив, пользуясь тем богатым запасом опыта, сил и средств, которые прошлое накопило и которые представляют достаточный залог способности удовлетворить и другие требования, предъявляемые во имя благосостояния масс. Для исполнения великой задачи современная культура располагает богатыми средствами, в высоко поднявшемся искусстве государственного управления, умеющем разбираться в нуждах, стоящих на очереди и требующих о себе заботливого попечения; в приобретенном навыке не только ставить большие преобразовательные задачи, но и достигать успешного их решения; в широкой помощи, оказываемой при этом государственной власти многочисленными формами, выработавшимися для частного почина; в громадных успехах, сделанных многообразными ветвями теоретического и прикладного научного знания, имеющего применение к человеческому благосостоянию; наконец, в гигантских размерах, достигнутых промышленностью и дающих ежегодно колоссальные массы новых капиталов, безостановочно удешевляющихся.

    Литература о "бедности" составляется из всех трудов, которые соприкасаются с различными сторонами этого предмета и которые относятся к истории благотворительности, к истории нищенства и законодательства о нем, к истории рабочих классов и их отношений к другим частям городского населения, к истории рабочих корпораций и союзов и, наконец, к истории социального движения в XIX столетии. Важнейшие сочинения по этим предметам следующие: Chalmers, "The christian and civic economy" (1821—26); Ratzinger, "Gesch. d. kirchlichen Armenpflege" (1884); Monnier, "Hist. de l'assistance publique" (1866); Nicholls, "Hist. of the engl. poor laws" (1854); Pashley, "Poor laws and pauperism"; Eden, "The state of the poor" (1797, 3 v,); Levasseur, "Hist. des classes ouvrières en France" (1859—67, 4 v.); Rogers, "Six centuries of work and wages" (1884); Le Play, "Les ouvriers européens" (1879, 6 v.); Lavollée, "Les classes ouvrières en Europe" (1884, 2 v.); L. Stein, "Socialismus u. Communismus des heutigen Frankreichs" (1842) и его же, "Geschichte der socialen Bewegung in Frankreich" (1853—58, 3 v.); Schäffle, "Kapitalismus u. Socialismus" (1870); Lange, "Die Arbeiterfrage" (1879); Leroy-Beaulieu, "La question ouvrière au XIX s." (1872); его же, "Le collectivisme" (1884); Brassey, "Labour question" (1878) и его же, "Work and wages" (1872); Fawcett, "Pauperism" (1871); Toynbee, "Lectures on industrial revolution in England" (1884); Chevalier, "Les salaires au XIX" (1888); "Conférence internationale concernant le reglement de travail" (1891) и др.

    Илл. Кауфман.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. бе́дность;
    2. бе́дности;
    3. бе́дности;
    4. бе́дностей;
    5. бе́дности;
    6. бе́дностям;
    7. бе́дность;
    8. бе́дности;
    9. бе́дностью;
    10. бе́дностями;
    11. бе́дности;
    12. бе́дностях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    БЕ́ДНОСТЬ, -и, жен.

    1. см. бедный.

    2. Жизнь в нужде, состояние того, кто постоянно нуждается. Б. не порок (посл.).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Скудость, недостаточность средств существования; нужда.

    Жить в бедности.

    — А у самих в доме бедность такая, что и не глядел бы. И. Гончаров, Обыкновенная история.

    Я стеснялся своей бедности, пытался скрыть ее от товарищей. Паустовский, Далекие годы.

    2.

    Убожество, неприглядность.

    Бедность обстановки.

    3.

    Недостаточность чего-л., скудость в чем-л.

    Бедность мысли.

    Природа по пути поражает своею бедностью. Чехов, Остров Сахалин.

    Ритмическая бедность, словесные штампы, конечно, не могут обогатить молодую поэзию. Тихонов, О ленинградских поэтах.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    БЕ́ДНОСТЬ, бедности, мн. нет, жен.

    1. отвлеч. сущ. к бедный в 1, 2, 3 и 4 знач. (книжн.). Бедность воображения.

    2. Нужда, недостаток. Жить в бедности.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    отвлеч. сущ. по прил. бедный II 1., 2., 3.

    2.

    Состояние, положение бедняка.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) poverty;
    penury, poorness (скудость) бедность почвы бедность воображения бедность языка бедность ума
    2) (нужда) poverty, indigence, penury;
    beggary;
    misery рубеж бедности ≈ poverty line искоренение бедности ≈ eradication of poverty получать пособие по бедности ≈ to go on the dole жить в бедности ≈ to live poorly ∙ бедность не порок ≈ poverty is no crime когда бедность входит в дверь, любовь уходит вы окно ≈ when poverty comes in at the door, love flies out at the windowpoverty;

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    бедность ж Armut f; Elend n 1 (нужда); Dürftigkeit f (скудость)

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    бедностьArmut {f}

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Armut f; Elend n(нужда); Dürftigkeit f(скудость)

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)(нищета) pauvreté f; misère f; indigence f

    жить в бедности — vivre dans la misère

    бедность не порок погов. — pauvreté n'est pas vice

    2)(скудность) pauvreté f

    бедность почвы — pauvreté du sol

    бедность воображения — manque m d'imagination

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)pobreza f, indigencia f; necesidad f(нужда)

    черта́ бе́дности — nivel de pobreza

    жить в бе́дности — vivir en la pobreza

    2)(скудость) pobreza f, escasez f, exigüidad f

    бе́дность мы́сли — pobreza de ideas

    бе́дность воображе́ния — cortedad (falta) de imaginación



    бе́дность не поро́к погов. — la pobreza no es vileza, la pobreza no es un vicio

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    povertà, miseria тж. перен.; indigenza книжн.

    жить в бедности — vivere / essere in povertà; ridursi in miseria; vivere nell'indigenza



    бедность не порок — la povertà non è peccato; la povertà non fa vergogna

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    贫穷

  27. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  28. Энциклопедический словарь экономики и права

    - крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогам бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум.

  29. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  30. Энциклопедический словарь

    БЕ́ДНОСТЬ -и; ж.

    1. Состояние, положение бедняка; нужда. Жить в бедности. На б. просить, собирать, давать (в связи с крайним недостатком средств к существованию, затруднительным материальным положением). * Бедность - не порок (Посл.).

    2. Убогость, неприглядность. Б. обстановки.

    3. Недостаточность чего-л., скудость в чём-л. Б. мысли, фантазии, воображения. Б. художественных средств.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Сводная энциклопедия афоризмов

    БЕДНОСТЬ

    Самый великий человек в истории был самым бедным.

    Ралф Эмерсон

    Большинство святых были бедняками, но отсюда еще не следует, что большинство бедняков — святые.

    Уильям Индж

    Всякий, кому приходилось жить в бедности, знает, до чего это накладно — быть бедным.

    Джеймс Болдуин

    Бедняки платят дороже всего.

    Уршула Зыбура

    Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали.

    Вольтер

    Быть бедным плохо уже потому, что это занимает все ваше время.

    Виллем де Конинг

    Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.

    Екклесиаст, 5, 11

    В бедности есть что-то от запаха смерти.

    Зора Херстон

    Я начал с нуля и упорным трудом достиг состояния крайней бедности.

    Граучо Маркс

    Моих денег мне хватит до конца жизни, если только я не захочу что-нибудь купить.

    Джеки Мейсон

    Не было ни гроша — и не будет.

    Владимир Колечицкий

    Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

    Фаина Раневская

    Бедность не порок — если другие ее не видят.Бедность не порок. Будь она пороком, ее не стыдились бы.

    Джером Джером

    «Бедность не порок». Еще бы! Порок очень даже приятная штука.

    Поль Леотод

    Бедность не порок, но это единственное, что можно сказать в ее пользу.(см. ДЕНЬГИ), (см. БОГАТСТВО)

    Бедность

    Бизнес * Банкротство * Бедность * Благополучие * Богатство * Воровство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Игра * Идея * Конкуренция * Планирование * Прибыль * Работа * Риск * Статистика * Страхование * Собственность * Торговля * УправлениеБлизкие темы: Бедность * Богатство * Выгода * Деньги * Долги * Скупость * Золото * Прибыль * СобственностьБедность -

    Забудь часы нужды, но не забывай того, чему они тебя научили. - С. Геснер

    Лень есть дочь богатства и мать бедности. -


    • Декурсель

    Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом еще постыднее. -


    • Перикл (Perikles)

    Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтоб об этом не знали. -


    • Вольтер (Voltaire)

    Крайняя бедность народа почти всегда является преступлением его вождей. -


    • Буаст

    Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. -


    • Сенека (Seneca)

    Один богатый вельможа написал оперу и показал ее Глюку. "Опера недурна, - сказал Глюк, ознакомившись с партитурой. - Но, чтобы она была совершенной, вам недостает бедности."

    Но счастье - прочь, карман мой пуст,

    И ни друзей, ни братских чувств. -


    • Гейне Генрих

    Бедность ставит преграды нашим желаниям, но она же и ограничивает; богатство умножает наши потребности, но и дает возможности их удовлетворять. -


    • Вовенарг (Vauvenargues)

    Бедность - уничтожение всех наших дарований. - Я. Княжнин

    Сердце сжимается по мере того, как карман опустошается. ***

    Лень плетется так медленно, что бедность быстро нагоняет ее. -


    • Франклин (Franklin)Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей. -


    • Вовенарг (Vauvenargues)

    Трое крайне несносны: бедняк-гордец, старик-волокита и богач-скряга. - Талмуд

    Нищенство - это труд лености. -


    • Декурсель

    Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами. -


    • Камю Альбер. Camus.

    Нужда - это шестое наше чувство, заглушающее нередко все остальные. -


    • Сафир Мориц-Готлиб (Saphir)

  33. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  34. Оригинальная словарная подборка афоризмов


    • Помощь — это когда бедному дают удочку, а не рыбу.

  35. Источник: Оригинальная словарная подборка афоризмов



  36. Энциклопедия социологии

    - англ. poverty; нем. Armlichkeit /Armut. Характеристика экон. положения индивида или группы, при к-ром они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Б. относительна, зависит от общего стандарта, уровня жизни в данном обществе, от распределения обществ, богатства, статусной системы и системы соц. ожиданий. см. ДЕПРИВАЦИЯ, ПАУПЕРИЗАЦИЯ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ.

  37. Источник: Энциклопедия социологии



  38. Социологический словарь

    (POVERTY) Социологи проводят различие между относительной и абсолютной бедностью. Абсолютная бедность имеет место в том случае, когда люди не обладают достаточными ресурсами для поддержания минимума физического здоровья и работоспособности. Этот вид бедности часто выражается в калориях или уровнях питания. Относительная бедность определяется общими уровнями жизни в различных обществах и в большей степени основывается на культурном определении, а не на абсолютном уровне депривации. При относительном определении бедности посредством ссылки на жизненные условия большей части населения ее уровень варьирует от общества к обществу и от одного исторического периода к другому. Общепринятой в прошлом являлась точка зрения, согласно которой бедность в Британии была искоренена в течение четверти века после Второй мировой войны. Абсолютная бедность была уничтожена благодаря высоким и стабильным темпам экономического роста, обеспечившего полную занятость и высокий уровень зарплат, а также системе государства всеобщего благосостояния, которая заботилась о тех, кто находился вне рынка труда или имел низкие доходы от работы. Относительная бедность была в значительной степени сокращена с помощью более равномерного распределения доходов и состояний. Однако справедливость этого мнения оспаривается социологами и экономистами, которые полагают, что бедность все еще существует и даже растет. Двумя основными показателями, которые используются при измерении уровня относительной бедности в Британии, являются объем выплаты пособий по бедности (т.н. дополнительных пособий в 1970-е гг.) и средний уровень доходов как отправная точка. В 1979 г. дополнительные пособия получали свыше 36 4 миллионов людей, тогда как десятью годами позже этот показатель достиг 7,5 миллионов. При использовании второго показателя обнаруживается, что на протяжении 1960-х гг. 10% населения имело доходы ниже половины среднего уровня. В 1970-е гг. эта доля сокращалась и в 1977 г. достигла 6%. Однако в начале 1980-х гг. произошел крайне резкий рост уровня бедности, и к 1990-м гг. доходы ниже половины среднего уровня имело уже около 20% населения. Изменился и состав бедного населения. Большинство в настоящее время составляют люди, не являющиеся пенсионерами, в основном это родители с детьми (7% бедного населения). Пенсионеры составляют 5%, а одинокие родители — 3%. Значительная часть социологических исследований последнего времени была сосредоточена на идее социального исключения. Утверждается, что поскольку бедные вследствие своего положения исключены из основных направлений жизни общества, они в результате лишаются преимуществ и привилегий своего гражданства. Такого рода исключение может быть не только несправедливым в принципе, оно означает также, что бедные не заинтересованы в процветании своей страны, а это подрывает одно из оснований социального порядка. См. также: Андеркласс; Бедности западня; Безработица; Бут; Государство всеобщего благосостояния; Депривация; Относительная депривация. Лит.: Scott, J. (1993); Hills (1995)

  39. Источник: Социологический словарь



  40. Социология: словарь

    - экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

  41. Источник: Социология: словарь



  42. Толковый словарь по социологии

    - англ. poverty; нем. Armlichkeit /Armut. Характеристика экон. положения индивида или группы, при к-ром они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Б. относительна, зависит от общего стандарта, уровня жизни в данном обществе, от распределения обществ, богатства, статусной системы и системы соц. ожиданий. См. ДЕПРИВАЦИЯ, ПАУПЕРИЗАЦИЯ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ.

  43. Источник: Толковый словарь по социологии



  44. Социология: Энциклопедия

    - отсутствие достаточных материальных ресурсов для поддержания здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни людей, обусловливающее их существование ниже официального уровня прожиточного минимума. Б. характерна для любой экономической системы. Глубина Б. определяется макроэкономическими показателями: производственным потенциалом страны, валовым национальным продуктом и благосостоянием народа, а также внутренней и внешней политикой государства.

    Б. бывает двух видов: 1) ситуативная Б. - Б. человека или семьи, испытывающих в данный момент соответствующие материальные затруднения; 2) постоянная Б. - выражающаяся в отсутствии жилья, другой собственности и перспектив на получение работы. Критериями наличия Б. являются безработица и инфляция, уровень которых характеризует степень Б. К основным критериям Б. относят: уровень доходов, приходящихся на одного человека, потребительскую корзину и прожиточный минимум. Бюджет прожиточного минимума - стоимость минимальной корзины потребительских товаров и услуг, необходимых для поддержания здоровья и выполнения труда. Чем больше корзина, тем выше порог Б., и, следовательно, к категории бедных относится большее количество людей. Общий уровень Б. в каждой стране определяется как доля бедных в общей численности населения от 15 лет и старше.

    В мире существует несколько методов оценки Б.: 1) статистический - в соответствии с которым бедными считаются 10-20 процентов всего населения, распределенного в общий ряд по размерам получаемых доходов, 2) нормативный - метод минимальной потребительской корзины, 3) метод лишений - основанный на расчете недопотребления определенных продуктов, 4) стратифицированный метод - метод отнесения к бедным определенных групп людей, не способных к самообеспечению (старики, инвалиды, дети без родителей, иммигранты и т.д.), 5) эвристический метод - который представляет собой социологический опрос с целью определения достаточного и недостаточного уровня жизни и 6) экономический метод - который характеризует категорию бедных теми ресурсными возможностями государства, которые распределяются на данную категорию людей для поддержания их материальной обеспеченности.

    Обычно выделяют два способа борьбы с Б.: 1) поддержание основных доходов на уровне, необходимом для действующих в обществе стандартов потребления. Этот метод применяется в развитых странах и направлен на сокращение численности бедного населения. Он включает в себя меры по предупреждению увеличения бедных и поэтому связан с проведением такой экономической политики, которая позволила бы увеличить доходы основной массы населения, организовать механизм оказания поддержки нуждающимся, создать новые рабочие места, поддержать малый бизнес и частный сектор путем предоставления налоговых льгот; 2) адресная социальная помощь тем нуждающимся, кто находится в крайне тяжелом материальном положении. В соответствии с этой программой обеспечивается выделение определенной суммы средств из национального дохода для осуществления помощи нуждающимся. Данный способ является основным для развивающихся стран, но в определенных случаях может применяться и в развитых странах.

    А.А. Гришин

  45. Источник: Социология: Энциклопедия



  46. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  47. Источник:



  48. Словарь церковнославянского языка

  49. Источник:



  50. Словарь антонимов

  51. Источник:



  52. Словарь бизнес-терминов

  53. Источник:



  54. Тезаурус русской деловой лексики

  55. Источник: