Толковый словарь Ожегова

    НЕГАТИ́ВНЫЙ 1, -ая, -ое; -вен, -вна. То же, что отрицательный (книжн.). Н. результат.

  1. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  2. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    negativeness

  3. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  4. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    negatività; dannosità(вредность)

  5. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  6. Энциклопедический словарь

    НЕГАТИ́ВНО,НЕГАТИ́ВНОСТЬ см. 2. Негати́вный.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Социология: Энциклопедия

    - конститутивный принцип социально-символического порядка, отличающий его от природного. Фрейдовская концепция Н. рассматривается в плане сексуального запрета ("репрессия в подсознании"). Марксистская доктрина анализирует структуру отношений собственности - обладание вещами характеризуется скорее отрицательно, как ограничение прав других на этот предмет. Хайдеггеровская трактовка "выдвинутости в ничто" выводится из группового "тебе-не-должно" в отношении индивида. Э. Берк считает, что Н. как таковая предполагает некий общий травматический опыт отсутствия. Берк сводит понятие Н. к лингвистической (равной социальной) парадигме.

    Н. формируется вначале как объективное с переходом в субъективное (универсализация качества). "Нет" может ощущаться как позитив в смысле чувства абсолютного в себе, а не страха внешнего взыскания. Любой опыт окрашен Н. Сущность языка как символического действия определяется во взаимодействии с Н. Парадокс Н. в том, что полярные термины и исключают друг друга, и зависят друг от друга.

    Развивая понятие "Н.", Берк обозначает формы эволюции Н.: 1. Примитивный негатив - то, что хочется, но нельзя или страшно получить. 2. Негатив как рациональный, разумный или драматический позитив. Вопрос выбора и пути достижения цели. Актуализация "Н. свободы". 3. Совершенный негатив как переход от "тебе-не-должно" к "это нельзя". В этом способе трактовки заключена форма, которая трансформируется в другую форму. Человек должен установить отношение, в котором будет сформирован смысл негатива или позитива.

    Представителями северо-американской формальной традиции ("новой критики") выделены и разработаны два подхода к Н.: 1) научный (Я как определение). Индивид пытается (вос)произвести свою индивидуальность в тексте (письме-чтении), используя универсальные принципы антропологической артикуляции; 2) драматический (Я как действие). Основа драматического - различие между человеком и предметной реальностью: "Things move, persons act" /"Предметы (вещи) двигаются, личности действуют". - Ред./. Подобное построение сформировало новый концептуальный аппарат гуманитарного исследования и разработало связанную с ним новую модель порождения значения и, шире, неклассического типа философствования.

    Е.В. Матусевич

  9. Источник: Социология: Энциклопедия



  10. Словарь антонимов

  11. Источник: