I
Формали́зм (франц. formalisme, от лат. formalis – относящий к форме)
предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности (см. Содержание и форма). В области человеческих отношений Ф. проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения. В сфере социального управления Ф. проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу (см. Бюрократия).
В истории искусства Ф. проявлялся в отрыве художественной формы от содержания, признании её единственно ценным элементом искусства и, соответственно, в сведении художественного освоения мира к отвлечённому формотворчеству. Ф. возникал тогда, когда общественные условия порождали у какой-либо социальной группы психологическую установку на противопоставление искусства жизни, практической деятельности, реальным интересам людей. Формалистические тенденции обнаруживаются, например, в академизме 19 в., однако с наибольшей последовательностью Ф. раскрылся в буржуазном искусстве 20 в., в таких его течениях, как Кубизм, кубофутуризм, Дадаизм, леттризм, Абстрактное искусство, «Поп-арт» и «Оп-арт», «антитеатр» и «театр абсурда», оказываясь одним из проявлений кризиса буржуазного сознания (см. также Модернизм). Именно в это время предпринимаются многочисленные попытки теоретического обоснования Ф. [неокантианская эстетика, концепции К. Фидлера (Германия), Э. Ганслика (Австрия), Р. Фрая, Г. Рида (Великобритания)], в которых искусство трактуется как «игра формы», как способ созидания «чистых» эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. Ф. сказался и на методологии науки об искусстве (см. «Формальный метод» в литературоведении).
Высоко оценивая значение формы в искусстве, марксистско-ленинская эстетика и литературно-художественная критика всегда вели борьбу со всевозможными проявлениями Ф. – с эстетизмом, с теорией и практикой «чистого искусства», «искусства для искусства» (См. Искусство для искусства), показывая, что пренебрежение содержанием, формалистические установки не только подрывают социальную активность искусства, его способность участвовать в общественной борьбе, в воспитании людей, но и разрушительно сказываются на самой его художественной ценности.
Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 3 изд., М., 1967; Плеханов Г. В., Искусство и литература, М., 1948; Модернизм. Сб. ст., М., 1973; Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, 2 изд., Л., 1971; Медведев П. Н., Формализм в западноевропейском искусствоведении, в его кн.: В лаборатории писателя, Л., 1971; Ohff Н., Anti-Kunst, Düsseldorf, 1973.
М. С. Каган.
IIФормали́зм
в математике, см. Математический формализм.
ФОРМАЛИ́ЗМ, -а, муж.
1. Соблюдение внешней формы в чём-н. в ущерб существу дела. Бюрократический ф.
2. В искусстве, эстетике и других гуманитарных науках: общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению. Ф. в литературоведении.
| прил. формалистический, -ая, -ое и формалистский, -ая, -ое.
-а, м.
1.
Соблюдение внешней формы в чем-л. в ущерб существу дела, формальное отношение к чему-л.
В области права формализм выражается предпочтением буквы закона смыслу его. М. Горький, О формализме.
Заводское дело — дело живое, и в мертвящий формализм оно трудно укладывается. А. Крылов, Мои воспоминания.
2.
Идеалистическое направление в логике, искусствоведении и других науках, придающее значение только форме в полном отрыве от идейного содержания.
||
Упадочное течение в буржуазном искусстве, художественной литературе — отрыв формы от содержания и придание форме самодовлеющего значения в ущерб содержанию.
ФОРМАЛИ́ЗМ, формализма, мн. нет, муж.
1. Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб существу дела, строго формальное отношение к чему-нибудь. Бюрократический формализм. Излишний формализм в работе.
2. Направление (в искусстве, в искусствоведении, литературоведении и других науках), идеалистически отрывающее форму от содержания, теорию от практики, сводящее действительность к абстрактным формам и схемам (научн.). Борьба с формализмом. Формализм в исторической науке. Формализм в математике.
I
м.Направление в искусстве, искусствоведении, литературоведении и т.п., представители которого склонны отрывать форму [форма I 2.] от содержания и придавать форме или отдельным её элементам первенствующее значение.
II
м.1.
Приверженность к соблюдению внешних формальностей в ущерб сути дела.
2.
Неуклонное соблюдение внешних форма II 3., принятых правил жизни по традиции.
ФОРМАЛИЗМ -..1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу, в искусстве - в признании "чистой" формы единственно ценным художественным элементом, и т. п
2)] Направление в основаниях математики, объединившее идущую от Г. Фреге идею строгой формализации математических рассуждений с абстрактным подходом к математике как неинтерпретированному исчислению (формальной системе) с целью доказательства ее непротиворечивости. Основатель - Д. Гильберт.
муж.
1) formalities мн. (соблюдение внешней формы)
2) formalism (направление в искусстве и т.п.)формал|изм - м. formalism;
~ист м. formalist;
~ истский, ~истический formalistic;
~ое искусство formalistic art.
m.formalism
формализм м Formalismus m тк. sg, неизм.
м
Formalismus m тк. sg, неизм.
м.
formalisme m
м.
formalismo m, formulismo m; formalidad(es) f(pl)(внешние формальности)
м.
formalismo
形式主义
— направление в эстетике, искусстве, литературе, акцентирующее значение формы в ущерб содержанию или даже при полном забвении последнего; в этике — термин, обозначающий всякую этическую теорию, которая, подобно этике И. Канта, кладет в основу своих построений чисто формальные принципы; в обычном смысле — соблюдение внешней формы в ущерб существу дела.
ФОРМАЛИ́ЗМ -а; м.
1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. Бюрократический ф.
2. Направление в искусстве, эстетике и других гуманитарных науках, отдающее первенствующее значение форме, внешнему выражению. Ф. в литературоведении.
◁ Формалисти́ческий (см.).
* * *
формали́зм1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу, в искусстве — в признании «чистой» формы единственно ценным художественным элементом, и т. п.2) Направление в основаниях математики, объединившее идущую от Г. Фреге идею строгой формализации математических рассуждений с абстрактным подходом к математике как неинтерпретированному исчислению (формальной системе) с целью доказательства её непротиворечивости. Основатель — Д. Гильберт.
* * *
ФОРМАЛИЗМФОРМАЛИ́ЗМ,
1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, в преклонении перед буквой закона при пренебрежении к его духу, в искусстве — в признании «чистой» формы единственно ценным художественным элементом, и т. п.
2) Направление в основаниях математики, объединившее идущую от Г. Фреге идею строгой формализации математических рассуждений с абстрактным подходом к математике как неинтерпретированному исчислению (формальной системе) с целью доказательства ее непротиворечивости. Основатель — Д. Гильберт.
(от лат.forma)
1) предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием;
2) соблюдение внешней формы в ущерб существу дела;
3) тот или иной математический прием, лежащий в основе какой-либо науки, раздела науки, конкретный формализм используемый в физике (например гамильтонов или лагранжев формализм).
эстетич. концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. конструкций. Теоретич. изложением формалистич. концепции в музыке явилась направленная против романтич. эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих". Он не отрицал, что музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные. Взгляды Ганслика оказали значит. влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. муз. науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. анализа от эстетич. оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. иск-ве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. познанию. В 60-70-е гг. 20 в. на Западе получил распространение т.н. метод структурного анализа, при к-ром муз. форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительно- смыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. историч. этапу её развития, является формалистическим. Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. и культурно-историч. порядка.
Гипертрофия формального начала возникает в художеств. творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в нек-рых течениях совр. авангардизма, для к-рых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее иск-во не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной "игрой звуков".
Понятие P. иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. письма, новизной выразит. средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве. В 60-70-е гг. 20 в. эти ошибки, тормозившие рост сов. муз. творчества и науч. мысли о музыке, подверглись решительной критике.
Ю. В. Келдыш.Формализм
Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот
Власть * Администрация * Аристократия * Бюрократия * Государь * Привилегия * Чин
Народ * Американцы * Англичане * Гражданин * Немцы * Общество * Русские * Толпа * Французы
Родина * Город * Крым * Мир(окружающий мир) * Россия * Санкт-ПетербургБлизкие темы: Администрация * Бюрократия * Власть * ЧинБюрократия (Казенщина, Канцелярщина, Формализм) -
Бюрократия есть сила, утратившая цель своей деятельности и потому ставшая бесцельной, но не переставшая быть сильной. -
• Ключевский В.О.
Бюрократ - это человек, богато одаренный способностью не понимать. - Ж.Элгози
Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги. - Ф.Кафка
Бюрократ - это человек, который говорит вам окончательное: "может быть". - С.Голдвин
Бюрократия - это нечто вроде рыбной ловли там, где нет рыбы. -
• Паркинсон (Parkinson)
Бюрократ - это человек, который лучше всего функционирует в период отпуска. - Ж.Элгози
Основано ли государство честными людьми или разбойниками, управлять им все равно будут бюрократы. Они его и погубят. -
• Швебель.
Бюрократ - это неудачник, постоянно изобретающий собственные триумфы. - Ж.Элгози
Бессмысленная работа превращает человека в бюрократа. -
• Искандер Ф.А.
Бюрократ - это человек, который каждый раз, как откроет рот, проглатывает праздник. - Ф.Аллен
Бюрократия - это гигантский механизм, управляемый пигмеями. -
• Бальзак. Balzac.
Часто проигрывают процесс из-за несоблюдения предписанных законом формальностей. - Л.БешерельБюрократ - это человек, которому требуется столько времени для ничегонеделания, что его совершенно не хватает для работы. - П.Реверди
Бюрократия состоит из наемных служителей, аристократия - из идолов, а демократия - из идолопоклонников. -
• Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.)
Есть люди, проводящие всю свою жизнь в строгом соблюдении формальностей и приличий: они не простят вам ни одной мелочи в отправлении церемонии. - Ш.Сент-Эвремон
- направление в основаниях математики, программа к-рого была выдвинута Д. Гильбертом (D. Hilbert). Целью этой программы было доказательство непротиворечивости математики точным математич. способом. Программа Гильберта предусматривала уточнение понятия доказательства, чтобы последние могли быть объектами математич. теории - доказательств теории.
Чтобы сделать возможным точное рассмотрение доказательств, им придается единая, точно определенная форма. Это осуществляется с помощью формализации теорий: утверждения теории заменяются конечными последовательностями определенных знаков, а логич. способы заключения - формальными правилами образования новых формально представленных высказываний из уже доказанных. Таким образом, математич. теория заменяется формальной системой.
Несмотря на то что попытка осуществления программы Гильберта в целом оказалась несостоятельной (см. Гёделя теорема о неполноте), проведенные в рамках этой программы исследования имели большое значение для развития многих разделов математич. логики.
Термин лФ.
(от лат. forma - форма) в архитектуре - направление архит. творчества, выражающееся в трактовке архит. формы как самодовлеющей категории, обладающей самостоят. законами построения, независимыми от назначения сооружений, от их технико-конструктивной основы и идейно-образного содержания.
формали́зм м.
formalism
математи́ческий формали́зм — mathematical formalism
м. матем.
formalismo m
- математический формализм
матем., физ.
формалі́зм, -му
- гамильтоновский формализм
- квантовый формализм- классический формализм
- многовременной формализм
- сверхмноговременной формализм
матем., физ.
формалі́зм, -му
- гамильтоновский формализм
- квантовый формализм- классический формализм
- многовременной формализм
- сверхмноговременной формализм
направление в основаниях математики, объединившее идущую от Г. Фреге идею строгой формализации матем. рассуждений с абстрактным подходом к математике как неинтерпретированному исчислению (формальной системе) с целью доказательства её непротиворечивости. Основатель - Д. Гильберт.
- англ. formalism; нем. Formalismus. 1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. 2. В философии - свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. 3. Искусствоведческое направление в XIX-XX вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры и исходящее из абстрактной "теории формы". 4. Совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства XIX-XX вв. (кубизм, футуризм, сюрреализм и др.). 5. Направление в математике, сводящее решение проблем основания математики к формальным аксиоматическим построениям. 6. В религии, искусстве, в жизни - приверженность или строгое следование предписаниям или вытекающим из обычаев формам поведения, общения, деятельности.
- англ. formalism; нем. Formalismus. 1. Соблюдение внешней формы в ущерб существу дела. 2. В философии - свойственный различным видам идеализма отрыв формы от содержания. 3. Искусствоведческое направление в XIX-XX вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры и исходящее из абстрактной "теории формы". 4. Совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства XIX-XX вв. (кубизм, футуризм, сюрреализм и др.). 5. Направление в математике, сводящее решение проблем основания математики к формальным аксиоматическим построениям. 6. В религии, искусстве, в жизни - приверженность или строгое следование предписаниям или вытекающим из обычаев формам поведения, общения, деятельности.
2)] Направление в основаниях математики, объединившее идущую от Г. Фреге идею строгой формализации математических рассуждений с абстрактным подходом к математике как неинтерпретированному исчислению (формальной системе) с целью доказательства ее непротиворечивости. Основатель - Д. Гильберт.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.