«Равенство»

Равенство в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Равенство»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Англо-русский словарь технических терминов
  14. Русско-английский словарь математических терминов
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  21. Энциклопедический словарь экономики и права
  22. Философская энциклопедия
  23. Новейший философский словарь
  24. Энциклопедический словарь
  25. Сводная энциклопедия афоризмов
  26. Русско-английский политехнический словарь
  27. Dictionnaire technique russo-italien
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Русско-украинский политехнический словарь
  30. Естествознание. Энциклопедический словарь
  31. Энциклопедия социологии
  32. Социологический словарь
  33. Толковый словарь по социологии
  34. Словарь антонимов
  35. Словарь терминов логики
  36. Тезаурус русской деловой лексики
  37. Большой Энциклопедический словарь
  38. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    газета; см. Страна.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Ра́венство

    один из основных, наряду со свободой (См. Свобода), идеалов справедливого общественного устройства. Понятие Р. имело различное содержание в разные исторические эпохи и у разных классов.

    Проблема Р. возникла на заре истории человеческого общества вместе с делением на Классы, появлением рабовладения. Для рабовладельческой системы было характерно глубокое неравенство, полное бесправие рабов, которые считались «говорящим орудием». Общественное неравенство в античную эпоху распространялось также на бедные слои господствующего класса. В эпоху феодализма общественное неравенство отнюдь не смягчилось, оно приняло лишь иной вид, выступая в форме сословного неравенства. Наиболее бесправным классом было крестьянство, зависевшее от феодалов не только экономически, но и политически. Наряду с этим существовала пирамидальная система неравенства в самом господствующем классе — от мелких до крупных феодалов и стоявшего над ними королевского двора.

    Будучи самым ясным, простым и понятным массам, лозунг борьбы против неравенства служил лозунгом классовых битв. Под знаменем Р. проходили восстания рабов, например восстание Аристоника(2 в. до н. э.) воодушевлялось идеей построения «государства равных». В средние века лозунг Р. вдохновлял все крупные крестьянские восстания: Жакерию (См. Жакерия)во Франции, Гуситское революционное движение в Чехии, Крестьянскую войну 1524—26 (См. Крестьянская война 1524-26) в Германии. Идея Р. оказала большое влияние на восстания под руководством С. Разина и Е. Пугачева (См. Пугачёв) в России, на Тайпинское восстание в Китае.

    Одновременно с практикой классовой борьбы развивалось и теоретическое осмысление причин общественного неравенства и путей его преодоления. В числе первых, кто прямо связал неравенство с частной собственностью на средства производства, были великие утописты Т. Мор и Т. Кампанелла. Особенно четко эта связь была показана Ж. Ж. Руссо в его знаменитом «Общественном договоре». Взгляды утопистов и просветителей оказали огромное воздействие на общественную практику; в двух крупнейших буржуазных революциях — Английской буржуазной революции 17 века (См. Английская буржуазная революция 17 века) и Великой французской революции (См. Великая французская революция)—действовали радикальные течения, провозгласившие своей целью утверждение всеобщего социального Р. (Левеллеры, т. е. уравнители, в Англии, «заговор равных» Г. Бабёфа во Франции).

    Буржуазная революция и утверждение капиталистического строя действительно привели к значительным изменениям в общественных отношениях, в том числе к существенному прогрессу с точки зрения идеи Р. Впервые были отменены сословия (См. Сословие) и все сословные привилегии, провозглашен принцип Р. всех перед законом. Вместе с тем уже в первый период становления капиталистического строя общественная практика обнаружила ограниченный и иллюзорный характер принципа Р. в условиях капитализма. Буржуазная конституции провозгласили Равноправиеграждан перед законом, ибо этого требует сам характер частного предпринимательства, условием существования которого является наличие на рынке свободной рабочей силы и право продавать и покупать её. Ограничиваясь формальной стороной дела, буржуазный лозунг Р. игнорирует реальные различия в социальном положении людей, их разделение на антагонистические классы, из которых одни эксплуатируют других. Это было раскрыто уже в произведениях Ш. Фурье и др. выдающихся социалистов-утопистов, обличавших пороки капиталистического строя.

    Подлинно научную картину причин, характера и форм общественного неравенства при капитализме дали основоположники марксизма. Марксизм-ленинизм указал и практические пути преодоления общественного неравенства, утверждения Р., новых справедливых отношений между людьми в условиях социализма, а затем и коммунизма.

    Социалистическая революция, как показал опыт Великой Октябрьской социалистической революции в России, а затем и др. социалистических революций, уже первым своим актом — передачей средств производства в собственность всего общества — совершает коренной переворот во всей системе общественных отношений. Все члены общества становятся в одинаковые условия в главном — в отношении к средствам производства. С ликвидацией эксплуататорских классов, построением социализма решается ряд др. кардинальных задач, связанных с проблемой общественного Р.: утверждается полное и подлинное политическое равноправие трудящихся независимо от их происхождения, социального положения, религиозных верований и т.д.; на основе ленинского решения национального вопроса (См. Национальный вопрос) устраняются вражда и недоверие между нациями, устанавливается полное равноправие в сфере национальных отношений; ликвидация дискриминации женщин и женского труда, целенаправленная работа общества по охране материнства в интересах облегчения ухода за детьми, ведения домашнего хозяйства, вовлечение женщин в активную трудовую деятельность способствуют преодолению неравноправного положения женщины. При социализме обеспечивается равное право всех трудиться и получать справедливую оплату по труду, широкий комплекс социальных прав, гарантируемых государством, создаются общественные фонды потребления, распределяемые, как правило, вне зависимости от трудового вклада человека.

    Означая крупнейший прогресс в деле утверждения подлинного Р., социализм в то же время не решает проблемы полностью. Здесь действует принцип равной оплаты за равный труд, но люди различаются по своим способностям к труду, квалификации, у них неодинаков состав семей. Существуют серьёзные различия в характере и содержании труда (труд умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный и т.д.). В силу этого сохраняется определённое имущественное неравенство (хотя, конечно, оно не идёт ни в какое сравнение с гигантским разрывом в материальном положении людей, существующим в эксплуататорском обществе). Полностью эта проблема может быть решена только при коммунизме, когда будут устранены существенные социальные различия в характере трудовой деятельности и введён принцип распределения по потребности.

    Коммунистическое Р. не имеет ничего общего с вульгарными представлениями о Р. способностей, вкусов и потребностей. Именно в условиях изобилия и высокой сознательности людей возможно полное развитие их индивидуальности, раскрытие всего разнообразия их творческих способностей. В конечном счёте марксизм-ленинизм понимает под Р. полное уничтожение классов, создание условий для всестороннего развития всех членов общества.

    Марксистско-ленинская теория категорически отрицает также уравниловку — лозунг, с которым, как правило, выступают последователи различных направлений мелкобуржуазного социализма. Равное распределение продукта независимо от трудового вклада и квалификации людей в современных условиях неизбежно оборачивается препятствием для роста производительных сил, ведёт не к накоплению общественного богатства (и следовательно, не к росту благосостояния масс), а к его оскудению. Иначе говоря, уравниловка в конечном счёте означает Р. в нищете. Попытки введения уравнительного распределения неизменно заканчивались крахом.

    В эпоху государственно-монополистического капитализма, когда благодаря достижениям научно-технической революции и борьбе рабочего класса повысился уровень жизни в развитых капиталистических странах, буржуазная пропаганда использует это в спекулятивных целях, утверждая, будто проблема Р. успешно решается в т. н. «государстве благоденствия», т. е. в развитых государствах Запада. Практика опровергает эти утверждения. В странах капитала продолжает увеличиваться неравенство между основной массой трудового населения и узким верхушечным слоем монополистов. Острота этой проблемы постоянно даёт о себе знать в классовых столкновениях, усиливающих общее кризисное состояние современного капитализма.

    Только коммунизм на основе высокоразвитого производства и духовного расцвета каждого человека позволит окончательно ликвидировать общественное неравенство и тем самым разрешить одну из самых сложных социальных проблем человечества.

    Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 1, гл. 10; Ленин В. И., Сила и слабость русской революции, Полное собрание соч., 5 изд., т. 15; его же, Либеральный профессор о равенстве, там же, т, 24; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Программа КПСС. (Принята ХХП съездом КПСС), М., 1974; Шахназаров Г. Х., Социализм и равенство, М., 1959; Леонтьев Л. А., Проблема равенства в «Капитале» К. Маркса, М., 1960; Курылев А. К., Коммунизм и равенство, М., 1971; Lakorf S. A., Equality in political philosophy, Camb. (Mass.), 1964.

    Г. Х. Шахназаров.

    II

    Ра́венство

    отношение взаимной заменимости (подстановочности) объектов, которые именно в силу их взаимной заменимости считают равными. Такое понимание Р. восходит к Г. В. Лейбницу. Взаимозаменимость может быть более или менее полной, что связано с глубиной (или интервалом) Р., но, вообще говоря, она всегда относительна, поскольку приравниваемые объекты — будь то предметы объективного мира или наши мысли (идеи, понятия, высказывания и пр.) — индивидуальны и неповторимы: в понятии «взаимозаменимые объекты» уже содержится посылка о разделяющем их условии (признаке), т. е. индивидуация. Степень полноты взаимозаменимости (размерность Р.) естественно возрастает от сходства к тождеству. В последнем случае говорят просто о неразличимости, которую обычно приводят как критерий логического Р. (тождества), что, однако, неточно, поскольку неразличимость гарантирует, вообще говоря, только Р. в интервале (с точностью до) условий неразличимости, а это последнее, в отличие от логического Р., не связано с обязательным выполнением транзитивности. Тем не менее стало уже традицией говорить о принципе Р. неразличимых, который в языке логики предикатов первого порядка выражается аксиомой (экстенсиональности):

    х=у(φ(x)(у))

    и аксиомой х=х, а в языке второго порядка определением:

    Практикуемая в приложениях логики замена этих выражений конечным списком «содержательных» аксиом Р. для всех исходных индивидуальных функций и предикатов рассматриваемой теории с добавлением аксиом рефлексивности (х=х),симметричности (х= уу=х) и транзитивности (х=y&y=zx=z)Р. является по существу переходом от чисто логической формулировки Р. к более слабой его формулировке — к Р. в интервале абстракции отождествления по предикатам конкретной Тождество).

    Лит.: Шрейдер Ю. Равенство, сходство, порядок, М., 1971; Математическая логика, пер. с англ., М., 1973, с. 181—199.

    М. М. Новосёлов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ра́венство;
    2. ра́венства;
    3. ра́венства;
    4. ра́венств;
    5. ра́венству;
    6. ра́венствам;
    7. ра́венство;
    8. ра́венства;
    9. ра́венством;
    10. ра́венствами;
    11. ра́венстве;
    12. ра́венствах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    РА́ВЕНСТВО, -а, ср.

    1. Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству). Р. сил.

    2. Положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к закону, одинаковые политические и гражданские права, равноправие. Социальное р.

    3. В математике: соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой. Знак равенства (=). Ставить знак равенства между кем-чем-н. (перен.: признавать равноценным, уравнивать).

    | прил. равенственный, -ая, -ое (ко 2 знач.; устар.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Одинаковость, полное сходство (по величине, количеству, качеству, достоинству и т. п.).

    Анна Павловна далеко превосходила свою подругу умом и образованием, несмотря на равенство лет и одинаковость воспитания. Писемский, Боярщина.

    Войну надо было кончать возможно скорее, для чего необходимо было достигнуть если не господства на море, то хотя бы равенства морских сил. Степанов, Порт-Артур.

    2.

    Равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами.

    когда социалисты говорят о равенстве, они понимают под ним всегда общественное равенство, равенство общественного положения, а никоим образом не равенство физических и душевных способностей отдельных личностей. Ленин, Либеральный профессор о равенстве.

    3. мат.

    Соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой.

    знак равенства

    мат.

    знак в виде двух коротких параллельных линий (=), указывающий на то, что части математического выражения равны.

    - ставить знак равенства

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    РА́ВЕНСТВО (равенство устар.), равенства, ср. (книжн.).

    1. только ед. отвлеч. сущ. к равный, одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т.п.). «Без колхозов - неравенство, в колхозах - равенство прав.» Сталин. Равенство сил. Равенство отношений. Равенство образования. Равенство треугольников. Равенство голосов. Равенство расстояния. «Могу равенство меж вами я восстановить.» Пушкин.

    2. только ед. Такое положение людей в обществе, при котором они находятся в одинаковом отношении к средствам производства всего общества. «…Не может быть действительного равенства между хозяином и рабочим, между помещиком и крестьянином, если у первых имеется богатство и политический вес в обществе, а вторые лишены и того и другого, если первые являются эксплоататорами, а вторые эксплоатируемыми.» Сталин. «Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личных потребностей и быта, а уничтожение классов…» Сталин. Сталинская конституция устанавливает равенство граждан, обеспечивая его законодательным закреплением факта уничтожения капитализма в СССР и освобождения граждан СССР от всякой эксплоатации. Политическое равенство. Социальное равенство. Эксплоататорский строй капитализма фактически устраняет равенство. "Свобода, равенство и братство" (лозунг французской буржуазной революции 1789 г. - лозунг формальной буржуазной демократии).

    3. Алгебраическое выражение из двух частей, равных между собой (мат.). Знак равенства (=). Равенство, справедливое при всех значениях входящих в него букв, называется тождеством, справедливое же только при некоторых значениях называется уравнением.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср.

    1.

    Полное сходство или одинаковость (по величине, качеству, достоинству и т.п.).

    2.

    Такое положение людей в обществе, при котором они находятся в одинаковом отношении к средствам производства всего общества.

    Ant:

    неравенство I

    II

    ср.

    Соотношение между величинами, показывающее, что эти величины взаимозаменяемы (в математике).

    Ant:

    неравенство II

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    РАВЕНСТВО социальное - характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. ч. равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. ч. равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 вв. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    РАВЕНСТВО - в логике и математике - отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b). Отношение равенства обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то b = a) и транзитивности (если a = b, а b = c, то a = c). Буквенное равенство, верное для всех числовых значений входящих в него букв, называется тождеством.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    РАВЕНСТВО социальное, характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равенство всех перед законом. У Ж.Ж. Руссо равенство (в том числе равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. Требование имущественного, экономического равенства характерно для различных течений социалистической мысли 19 - 20 вв. В современной общественной мысли подвергаются критике принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. equality - знак равенстваравенств|о - с. equality;
    ~ очков tie;
    знак ~а sign of equality.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Англо-русский словарь технических терминов

    congruence, equality, equation, parity

  25. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  26. Русско-английский словарь математических терминов

    n.equality; знак равенства, equality sign

  27. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)Gleichheit f; Gleichberechtigung f(равноправие)

    2)мат. Gleichung f

    знак равенства — Gleichheitszeichen n

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    равенство с 1. Gleichheit f; Gleichberechtigung f (равноправие) 2. мат. Gleichung f c знак равенства Gleichheitszeichen n 1d

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. в разн. знач.

    égalité f

    равенство голосов — parité f(или égalité) des voix

    при равенстве сил, голосов — à égalité de forces, de voix

    социальное равенство — égalité sociale

    знак равенства мат. — signe f égale

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    igualdad f (в разн. знач.)

    социа́льное ра́венство — igualdad social

    ра́венство возмо́жностей — igualdad de oportunidades

    ра́венство пе́ред зако́ном — igualdad ante la ley

    при ра́венстве голосо́в — en caso de igualdad (de paridad) de votos

    знак ра́венства мат. — signo de igualdad, igual m



    ста́вить знак ра́венства — igualar vt, equiparar vt; no hacer distingos (con)

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    uguaglianza f, eguaglianza f, parità f

    равенство сил — parità / uguaglianza / equilibrio di forze

    равенство голосов — parità di voti

    равенство прав — uguaglianza / parità dei diritti

    равенство перед законом — uguaglianza / parità davanti alla legge

    знак равенства мат. — segno d'uguaglianza

    ставить знак равенства между кем / чем-л. — mettere sullo stesso piatto / piano qc, qd

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    均等, 平等, 同等, 同等地位, 相等

  39. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  40. Энциклопедический словарь экономики и права

    -1) качественное понятие, используемое в экономической науке в смысле "равенство доходов", "имущественное равенство", "равенство возможностей", чтобы подчеркнуть наличие равенства и неравенства в положении отдельных социальных групп; 2) математическое тождество, уравнение.

  41. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  42. Философская энциклопедия

    РАВЕНСТВО

    — одно из основных понятий социальной философии и самой социальной жизни. Основанием для всех видов Р. является формальное Р., которое в зависимости от сферы применения и выбора ценностной основы уравнивания формирует различные содержательные модели и концепции Р. Формальное Р. представляет собой одинаковое отношение к подобным ситуациям. Оно противостоит произвольности действий, вводя определенные правила поведения и создавая основу для внесения в деятельность индивида некой безусловной последовательности. Исторически представление о формальном Р. впервые нашло выражение в нормативном правиле талиона, которое прямо направлено против неравной трактовки одинаковых ситуаций: всякий ущерб равно требует непременного возмездия, и это возмездие должно быть равным для случаев одинакового ущерба. Золотое правило нравственности и заповедь «не навреди» устанавливают иной, более высокий, тип Р. — признание равного достоинства личностей как представителей человеческого рода (фундаментальное этическое Р.). В этом случае другие, с моей т.зр., наделены равным правом на хорошее обращение с ними вне зависимости от их реальных поступков.

    Наиболее адекватной религиозной формой выражения фундаментального этического Р. стала иудео-христианская монотеистическая концепция Р. людей как творений единого Создателя. Вместе с тем в христианской религиозно-этической доктрине наряду с положительным Р. духовных способностей, позволяющих стремиться к спасению, присутствует всеобщее отрицательное Р., порожденное последствиями первородного греха. В антич. традиции идея этического Р. впервые появляется в стоической философии в связи с признанием равной природной причастности всех индивидов к Божественному Логосу. В дальнейшей истории философско-этической мысли к указанным основаниям концепции равного достоинства человеческих личностей (Р. душ и потенциально равной природной рациональной способности) добавились вне-рациональное природное Р. (Р. в стремлении к счастью, в объеме потребностей и т.д.), а также Р. с т.зр. сверхприродной (трансцендентальной) рациональности.

    Наиболее строгим выражением идеи этического Р. в новоевропейской философии следует считать второй практический принцип воли И. Канта, согласно которому к человечеству (в своем лице и в лице др.) следует относиться как к цели и никогда — только как к средству. При этом утверждение разного (неравного) достоинства существ, обладающих рациональной способностью, понимается Кантом как явная логическая ошибка.

    Современные теоретики стремятся точнее обозначить тот комплекс общих свойств, которые в достаточной мере закрепляли бы признание Р. В него входят: специфически человеческие эмоции и желания, способность к мышлению и использованию языка, способность вести счастливую жизнь, способность к составлению жизненных планов и моральной автономии, способность к вынесению справедливых суждений и т.д. (Б. Уильяме, Г. Властос, В. Франкена и др.). Однако некоторые исследователи считают, что, избавляя общество от «сексизма», «расизма» и «национализма», указанный список порождает др. вид неравноправия — «видизм» («speciesism») по отношению к иным живым существам (П. Сингер).

    Идея общественного?, может быть представлена как попытка распространить абстрактный идеал равного достоинства, глубоко укорененный фактически во всех современных духовных традициях, на различные сферы общественной жизни. В их формировании задействована т.н. презумпция Р., высказанная еще Аристотелем и состоящая в том, что именно социальное неравенство, а не Р. нуждается в оправдании перед лицом справедливости (Л. Стефен, И. Берлин, Р. Хэар и др.). Др. словами, для признания неравенства легитимным следует привести основательные аргументы, отталкивающиеся от самой морали, религии, метафизики или беспристрастного анализа действительных условий существования. В легально-политической области процедура, конституирующая эгалитарные и антиэгалитарные концепции, создает следующие полярные т.зр.: идея Р. политических гражданских прав, Р. перед законом и идея естественной иерархии. В социально-экономической области возникают иные два полюса: идея волюнтаристски-уравнительного распределения благ и идея полного санкционирования любого вида автоматически сложившегося неравного их распределения. Промежуточную позицию занимают проекты уравнивания граждан (подданных) через ограничение автоматических распределительных процессов (теории Р. стартовых возможностей, контроля над Р. условий соревнования и, наконец, уравнительной коррекции его результатов).

    Существует ряд интеллектуальных традиций, со времен античности специфически использующих понятие Р. Первая традиция восходит к представлению об общине, где отсутствуют институционализированная власть и собственность, царствуют семейные (братские) отношения и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие (подчас за счет невзыскательности и простоты). Эта традиция достигает своего пика в разработке социалистической идеи.

    Вторая традиция исходит из приватного потребления благ и состязательного Р. при их достижении, неизбежного из-за невозможности найти априорную процедуру выделения достойнейших. Такая (либеральная) модель присутствует уже в некоторых рассуждениях Аристотеля и стоиков. В ее рамках ведущей проблемой оказывается вопрос о совместимости понятий Р. и свободы. Классическая либеральная концепция Р., созданная Дж. Локком, исходит из их бесконфликтного совмещения. Это вызвано тем, что исторически проблематичность отношений свободы и Р. выявляется только тогда, когда освобождение от конкретных форм иерархического порядка не является основной тенденцией политической жизни. Однако уже с кон. 18 в. формируется противоположное мнение о том, что Р. есть результат зависти, эгоизма, омассовления культуры и управления обществом, а значит, оно явно противостоит свободе (Э. Берк, А. Токвиль и др.).

    Третья интеллектуальная традиция использует понятие Р. для оправдания естественной иерархии статусов или, в смягченной форме, для создания психологических процедур, позволяющих сознавать себя равным в некоторой заведомо неравной системе распределения прав или благ. Таковы платоновская государственная утопия и критика демократического устройства полиса. В позднейший период эта традиция находит выражение у Т. Гоббса, европейских консерваторов с нач. 19 в., З. Фрейда, некоторых сторонников меритократии в 20 в.

  43. Источник: Философская энциклопедия



  44. Новейший философский словарь

    РАВЕНСТВО - см. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО.

  45. Источник: Новейший философский словарь



  46. Энциклопедический словарь

    РА́ВЕНСТВО -а; ср.

    1. Одинаковость, полное сходство (по величине, количеству, качеству, достоинству и т.п.). Р. прав. Р. сил. Р. отношений. Р. треугольников.

    2. Равное положение людей в обществе. Социальное р.

    3. Матем. Соотношение между величинами, показывающее, что эти величины взаимозаменяемы. К равенствам относятся уравнения и тождества. Знак равенства (знак в виде двух коротких параллельных линий (=), указывающий на то, что части алгебраического выражения, между которыми он стоит, равны).

    Ставить знак ра́венства между кем-, чем-л. Считать одинаковым, аналогичным.

    * * *

    ра́венство

    (в логике и математике), отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b). Отношение равенства обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то b = а) и транзитивности (если а = b, а b = с, то а = с). Буквенное равенство, верное для всех числовых значений входящих в него букв, называется тождеством.

  47. Источник: Энциклопедический словарь



  48. Сводная энциклопедия афоризмов

    РАВЕНСТВО

    Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

    Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

    Все люди рождаются равными и до самой смерти против этого борются.

    Лешек Кумор

    Люди рождаются свободными и неравными.

    Грант Аллен

    Равенство возможностей означает равные для всех возможности стать неравными.

    Р. X. Тони

    Демократия требует для граждан равного старта, эгалитаризм — равного финиша.

    Роджер Прайс

    Мы за равенство только с теми, кто нас превосходит.

    Анри Бек

    Нет больших снобов, чем профессиональные борцы за равенство.

    Малколм Маггеридж

    Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством.

    Эрих Фромм

    Чтобы победить бедность, нам необходимо неравенство.

    Кейт Джозеф

    Равенство — сущность демократии и наибольшая угроза для демократии.

    Михал Комар

    Возможно, равенство — это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом.

    Оноре Бальзак

    Равенство, которого мы требуем, — всего лишь наиболее терпимая степень неравенства.

    Георг Лихтенберг

    Равенство состоит в том, что мы считаем себя равными тем, кто выше нас, и выше тех, кто ниже нас.

    Адриан Декурсель

    Не неравенство тягостно, а зависимость.

    Вольтер

    Хуже всего неравенство среди слуг.

    Вильгельм Шевчик

    В конечном итоге люди друг другу равны — только не всегда, не везде и не во всем.

    Владислав Гжегорчик

    Все люди равны. После соответствующей обработки.

    Станислав Ежи Лец

    Все животные равны, но некоторые животные равнее других.

    Джордж Оруэлл

    (см. СПРАВЕДЛИВОСТЬ)

  49. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  50. Русско-английский политехнический словарь

    congruence, equality, equation, parity

    * * *

    ра́венство с.

    equality

    да́нное ра́венство выполня́ется тожде́ственно — this is an identical equality

    … при усло́вии выполне́ния ра́венства — subject to the (following) equality

    ра́венство заря́дов — charge equality

    приближё́нное ра́венство — approximate equation

  51. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  52. Dictionnaire technique russo-italien

    с.

    uguaglianza f, eguaglianza f; parità f

    - векторное равенство

    - равенство зарядов

    - равенство моментов

    - равенство населённости

    - приближённое равенство

    - равенство расстояний

  53. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., физ.

    рі́вність, -ності

    - асимптотическое равенство

    - гомотопическое равенство

    - доказанное равенство

    - приближённое равенство

    - равенство амплитуд

    - равенство потенциалов

    - равенство токов

    - тождественное равенство

    - условное равенство

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., физ.

    рі́вність, -ності

    - асимптотическое равенство

    - гомотопическое равенство

    - доказанное равенство

    - приближённое равенство

    - равенство амплитуд

    - равенство потенциалов

    - равенство токов

    - тождественное равенство

    - условное равенство

  57. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  58. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (в логике и матем.), отношение взаимной заменяемости объектов, к-рые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b). Отношение Р. обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а-b, то b = a) и транзитивности (если а = b, а b = с, то а = с). Буквенное Р., верное для всех числовых значений входящих в него букв, наз. тождеством.

  59. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  60. Энциклопедия социологии

    - англ. equality; нем. Gleichheit. 1. Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству и т. п.). 2. В математике - формула, служащая записью утверждения, что два выражения равны. 3. Отношение взаимной заменимости объектов.

  61. Источник: Энциклопедия социологии



  62. Социологический словарь

    (EQUALITY) Принято выделять четыре типа равенства: (1) равенство людей или онтологическое равенство; (2) равенство возможностей достижения желаемых целей; (3) равенство условий, при котором условия жизни уравниваются законодательным путем; (4) равенство результатов. Первый тип, онтологическое равенство, обычно связывается с религиозными убеждениями. Например, в христианстве существует доктрина равенства всех людей, основанная на представлении о Боге как Отце всего человечества. Однако в результате секуляризации такие убеждения стали более проблематичными. Идея равенства возможностей (второй тип) является наследием Французской революции; она заключается в том, что все позиции в обществе должны быть открыты и заниматься посредством конкурентной системы на основе образовательных достижений и личного таланта. Такая форма равенства требует использования универсалистских критериев отбора людей для занятия позиций в обществе и подчеркивает значение достижительской мотивации. Согласно принципу равенства возможностей, основанному на аналогии между обществом и конкурентной борьбой, все люди независимо от расы, гендера или возраста имеют право участвовать в таком состязании. Критики использования данного стандарта равенства, утверждают, что вследствие различий в культурном капитале многие люди включаются в конкуренцию, заранее обладая множеством преимуществ. Этот довод часто использовался в Британии в 1960-е гг. против принципа конкурсного отбора детей для обучения в средних школах-гимназиях (grammar-school education). Утверждалось, что практика такого отбора укрепляет существующее неравенство: дети из семей среднего класса уже обладают многими культурными преимуществами перед детьми из семей рабочего класса. Иногда высказывается мысль о том, что для обеспечения более фундаментального равенства должно существовать равенство условий (третий тип), устанавливаемое посредством законодательства в области социального обеспечения и образования и компенсирующее неблагоприятное социальное положение некоторых групп населения. Способствующая социальной мобильности позитивная дискриминация в пользу групп, составляющих меньшинство, была бы еще одним примером изменений, направленных на установление равенства условий. Радикальные критики современного общества считают, что отстаивание идеи равенства возможностей — это позиция либерализма, а обеспечение равенства условий является формой изменения, нацеленного скорее на реформу, а не на уничтожение существующей системы неравенства. Радикальные возражения против этих двух форм равенства заключаются также в том, что аналогия между обществом и конкуренцией сама по себе отражает господствующую идеологию, как, например, в случае с социальным дарвинизмом XIX в., рассматривавшим общество с точки зрения борьбы за выживание. В противовес этим метафорам социалисты отстаивали идею равенства результатов (четвертый тип), достигаемого посредством осуществления программы политической и экономической революции, устраняющей социальные причины неравенства. Цель социализма заключалась в уничтожении неравенства, конечной причиной которого является частная собственность на средства производства, и в удовлетворении человеческих потребностей независимо от случайностей рождения (таких, как пол). Каждый из рассматриваемых типов равенства подвергался критике либо как неосуществимый, либо как нежелательный. Например, утверждается, что достижение полного равенства невозможно потому, что это требует социализации детей вне семьи с тем, чтобы свести к минимуму наследование культурных преимуществ; уничтожения всех форм наследования собственности, запрещения конкуренции и достижения; а также универсальной программы обучения, способствующей формированию ценностей сотрудничества и альтруизма. Критики ссылаются на опыт эмпирических исследований, показывающий, что радикальные попытки обеспечить долговременное равенство людей (израильские киббуцы, религиозные общины, гражданские коммуны, крестьянские и коммунистические революции) не имели успеха, поскольку неравенство класса, статуса, власти и авторитета никогда не может быть устранено полностью. Утверждается также, что равенство условий и равенство результатов не обязательно желательны, поскольку эти типы равенства противоречат таким ценностям, как личная свобода и индивидуализм. Например, в Британии часто говорится о том, что родители имеют право выбирать частное образование для своих детей и что правительству не следует препятствовать — во имя равенства возможностей или условий — свободе выбора людей в этом отношении. В противовес этому утверждалось, что привилегированные социальные группы используют идеологию, такую, как идеология «свободы выбора», не для защиты свободы, а для сохранения тех привилегий, которыми они пользуются благодаря существующему неравенству. Хотя социологи отдавали много сил и энергии исследованию неравенства, условия обеспечения равенства и развитие эгалитарных социальных движений оставались вне поля зрения основных социологических направлений и школ. Значение, которое придается идее равенства в настоящее время, является продуктом эгалитарных идеологий (таких, как социализм), результатом распространения социальных прав вследствие развития института гражданства, разрушения статусных иерархий в процессе урбанизации и развития массового потребления как аспекта массового общества. В Британии важную роль в достижении большего равенства возможностей и условий сыграло государство всеобщего благосостояния. Эти социальные изменения в значительной степени основывались на реализации правительством страны экономических идей и рекомендаций Дж.М. Кейнса (1883-1946). Начиная с периода экономического спада середины 1970-х гг. правительство перешло от кейнсианства к политике сокращения государственных расходов на социальное обеспечение с целью содействия частным инвестициям и увеличению прибыльности производства. Результатом был рост неравенства в обществе и большая терпимость к нему (по крайней мере со стороны правительства). См. также: Двойственное сознание; Демократия; Жизненные шансы; Индустриальная демократия; Индустриальное общество; Капитализм; Каста; Класс; Классовой структуры образы; Коммуна; Конкуренция; Культурная депривация; Маршалл; Образовательные достижения; Прогресс; Распределение доходов и состояний; Сословия; Справедливость; Стратификация; Школьное знание. Лит.: Tawney (1931); Turner (1986b)

  63. Источник: Социологический словарь



  64. Толковый словарь по социологии

    -англ. equality; нем. Gleichheit. 1. Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству и т. п.). 2. В математике - формула, служащая записью утверждения, что два выражения равны. 3. Отношение взаимной заменимости объектов.

  65. Источник: Толковый словарь по социологии



  66. Словарь антонимов

  67. Источник:



  68. Словарь терминов логики

  69. Источник:



  70. Тезаурус русской деловой лексики

  71. Источник:



  72. Большой Энциклопедический словарь

    РАВЕНСТВО
    РАВЕНСТВО - в логике и математике - отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b). Отношение равенства обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то b = a) и транзитивности (если a = b, а b = c, то a = c). Буквенное равенство, верное для всех числовых значений входящих в него букв, называется тождеством.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  73. Источник:



  74. Большой Энциклопедический словарь

    РАВЕНСТВО
    РАВЕНСТВО социальное - характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. ч. равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. ч. равенство воспитания) выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на равенство социальных условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. С критикой ограниченности юридического равенства и требованиями имущественного, экономического равенства как реализации социальной справедливости выступали представители различных течений социалистической мысли 19-20 вв. В современной общественной мысли подвергаются критике примитивные принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  75. Источник: