СПАСЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. спасти, -сь.
2. Избавление от опасности, несчастья. С. пришло неожиданно. Ложь во с. (оправданная необходимостью, с благой целью; книжн.).
• Спасенья нет от кого (чего) (разг. неод.) о том, кого (чего) очень много; некуда деваться от кого-чего-н. Спасенья нет от курильщиков, от табачного дыму.
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. спасти и спастись.
Спасение утопающих.
||
Возможность спастись, избавиться от чего-л. (неприятного, мешающего).
От жары не было спасенья. Ильф и Петров, Двенадцать стульев.
2.
О том, что (или кто) спасает, избавляет от чего-л.
— Нелли, ангел! — сказал я, — хочешь ли ты быть нашим спасением? Хочешь ли спасти всех нас? Достоевский, Униженные и оскорбленные.
Деревня есть спасение от всех городских неприятностей. Л. Толстой, Анна Каренина.
спасения нет невозможно преодолеть или терпеть что-л. — Пить хочется — спасенья нет. Сартаков, Не отдавай королеву.
СПАСЕ́НИЕ, спасения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. спасти. Спасение утопающих. Спасение имущества от огня. Спасение души (см. спасти во 2 знач.; рел.).
2. Избавление от опасности; способ спастись, найти избавление от опасности. «Убийца хладнокровно навел удар. Спасенья нет.» Лермонтов. «Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности.» Белинский.
ср.
1.
процесс действия по гл. спасти, спастись
2.
Возможность спасти, спастись; выход из опасного, затруднительного положения.
3.
То, что или тот, кто спасает, избавляет от чего-либо.
ср.
1) (действие) rescue, life-saving
2) (результат) rescue;
escape;
salvation, reprieve перен.;
redemptionспасени|е - с.
1. (действие) rescuing, saving;
life-saving, rescue-work;
~ воздушного судна retirement of aircraft;
2. (возможность спастись) escape, safety;
искать ~я в бегстве seek* safety in flight;
быть обязанным своим ~ем кому-л., чему-л. owe one`s safety to smb., smth.;
~я нет there is no escape;
3. (то, что спасает) salvation;
в этом наше единственное ~ that is our sole salvation;
ложь во ~ white/saving lie;
4. церк. Salvation.
с
1)(действие) см.спасание
2)(результат) Rettung f, Errettung f
•
•
спасение души рел. — Seelenheil n
армия спасения рел. — Heilsarmee f
спасение с 1. (действие) см. спасание 2. (результат) Rettung f c, Errettung f c а спасение души рел. Seelenheil n 1 армия спасения рел. Heilsarmee f
спасениеRettung
с.
1)(действие) sauvetage m
спасение утопающих — sauvetage des noyés
2)(результат) salut m
спасение пришло неожиданно — le salut est venu quand on ne l'attendait pas
с.
1)(действие) salvamento m
2)(возможность, средство спастись) salvación f
спасе́ние от неприя́тностей — salvación de las contrariedades (de los disgustos)
с.
1)(действие) salvataggio m
спасение утопающих — opera di salvataggio
служба спасения на водах — soccorso balneare
2)(результат) salvezza f
нет спасения — non c'è salvezza / scampo; siamo perduti!; è la fine!
(греч. σωτηρία, лат. salus) – в религ. мировоззрении предельно желат. состояние человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального ("порабощенности греху"), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религ. усилий человека и высшее дарение со стороны бога.
Противопоставленность грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и С., в к-ром это грехопадение снимается, определяет внутр. строй теизма (иудаизма и особенно христианства, в гораздо меньшей степени ислама), а также вост. вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т.п. Все эти религии (к к-рым принадлежит и гностицизм) иногда называют "религиями С." (нем. Erlösungsreligionen) в отличие от язычества, где идея С. присутствует лишь в зачаточном виде. Начиная с первобытных времен человек постоянно обращается к своим духам, демонам, богам и героям с просьбой о помощи в к.-л. конкретной ситуации – об избавлении от нужды или болезни, об удаче на охоте или на войне и т.п. Это свойство иногда быть "спасителем" не является обязат. и необходимым для языч. бога, но оно практически важно для молящегося, для культовой практики именования бога: из всей суммы амбивалентных возможностей божества необходимо выделить, назвать по имени, магически заклясть и тем побудить к действию как раз те, к-рые сулят молящемуся перспективу С. Ряд божеств греч. Олимпа – Зевс, Афина, Деметра, Дионис, Асклепий, Диоскуры и др. – носил имя "Спасителей". Это конкретно-ситуативное С. могло получать в развитом греко-рим. язычестве высокий нравств. смысл (С. отечества, "С. римского народа" и т.п.). Но языч. С. всегда остается частным, не окончательным: вечный равномерный ритм добра и зла в языч. космосе делает всякое безусловное С. сомнительным.
Нечто иное наблюдается в религ. мире древнего Ближнего Востока, в частности Египта (ноты безусловного доверия к благу, исходящему от божества, в древнеегип. гимнах). При этом егип. религия с ее обычным интересом к вопросам загробной жизни связывает испрашиваемое у богов С. с вечностью. Следующий шаг к абсолютизации С. сравнительно с др. ближневост. религиями был сделан ветхозаветным иудаизмом. Эмоц. фоном библейского учения о С. является абсолютизация бедствий, из к-рых должен "спасти" человека или "избранный народ" Яхве. Речь идет уже не о частной катастрофе в неизменяемом ритме бытия – вся жизнь человека среди людей и народа среди народов есть непрекращающаяся катастрофа. Адепт библейской веры не просто обращается к богу, но "взывает", "вопиет" к нему "из глубин" (Пс. 129, ст. 1) – из провалов своего бедственного бытия или из бездны своей потрясенной души; преобладающая интонация кн. Псалмов и пророческих книг есть интонация вопля. Уже физич. космос Ветхого завета, в отличие от антич. космоса, пугающе-непостижим в своей иррегулярной динамике: земля "колеблется", воды "шумят, вздымаются" (Пс. 45, ст. 3–4), горы "как воск тают" (Пс. 96, 5) и "прыгали, как огны" (Пс. 113, 4), исполинские чудища поражают своей несоизмеримостью с человеч. мерой; еще больше затерян человек перед лицом человеч. мира, силами социального отчуждения (Пс. 12, 2). Но все это служит лишь фоном для оптимистич. ветхозаветного учения о С.: в критич. момент обращенный к Яхве "из глубин" вопль услышан, и предельно бедственное состояние, казалось бы не оставлявшее никакой надежды на С., перекрывается грандиозностью непостижимого и окончат. С. (Пс. 21, кн. Эсфирь и др.). Характерно, что этот поворот часто рисуется как парадоксальный (финал кн. Иова). Содержание идеи С. в Ветхом завете конкретно и вещественно – освобождение от рабства и возвращение из плена, здоровье и многодетность, изобилие и удача; но одновременно с этим выступают и нравств. аспекты С.: "мир" и "справедливость" (напр., в кн. пророка Исайи начиная с 40-й гл.). С. целостно и объемлет все бытие человека; в силу этого оно начинает к талмудич. эпохе требовать веры в загробную жизнь и воскресение, в "будущий мир", где оно завершится. Это телесно-духовное и посюсторонне-потустороннее С. является свободным дарением бога, имеющим для него существ. характер. Яхве – это не просто бог, к-рый иногда может сообщить кому-либо С., но сам по своей сущности есть "С." для своих людей (ср. Пс. 27, 1–2).
Удерживая ветхозаветное понимание С., христианство спиритуализирует его, хотя и здесь С. мыслится как духовно-телесное, поскольку оно включает в себя воскресение и просветление тела. С. – это не просто С. от погибели, от смерти и греха, но и С. для "обновления жизни", "жизни во Христе", для свободы (от закона и от греха); С. – это "оправдание", "святость", "мудрость", это вера, надежда, любовь и многообразные "духовные дары" (ср. послания апост. Павла к римлянам, 6–8; к колоссянам, 3; к эфесянам, 2). С. должно завершиться в эсхатологич. перспективе загробного суда и загробной жизни; "жизнь во Христе" требует для своего абс. завершения "вечной жизни". Вопрос о том, как соотносятся в деле С. милость бога и усилие человека, вызвал в христ. теологии многовековые споры о предопределении, благодати и свободе воли.
В корне отличное понимание С. развивается в буддизме, манихействе, гностицизме. И здесь С. понимается не ситуативно, а абсолютизированно, но при этом из идеи С. элиминируется все телесное и позитивное; С. есть освобождение от мира и от жизни в целом, преодоление желаний и привязанностей, "угасание" (см. Мокша, Нирвана). Такое С. может быть уделом отрешенного духа, но не тела, воспринимаемого как помеха к С. (см. "Дхаммапада", ст. 202; рус. пер., М., 1960, с. 93). Для этого типа учений о С. характерно представление, согласно к-рому человек усилием самоуглубления и отрешения сам "спасает" себя, а не получает свое С. из рук божеств. спасителя (буддизм хинаяны требует от каждого быть для себя "светильником", тогда как буддизм махаяны окружает верующего пантеоном спасающих его бодисатв). Христ. гностицизм играет с амбивалентным образом т.н. спасенного спасителя (ср. K. Beyschlag, Herkunft und Eigenart der Papiasfragmente, "Studia patristica", 1961, Bd 4, S. 268–80); тенденции, клонящиеся к присвоению самому аскету роли спасителя, выступают в христианстве и позднее (напр., ересь т.н. "равных Христу" в палестинском монашестве 5 в.). Кризис христ. традиции в новоевроп. культуре стимулирует рецепции буддийско-гностич. идеи С. – преодоление воли в этике Шопенгауэра, рецепты "самоспасения" в теософии и антропософии и т.п.
Наиболее радикальной противоположностью теистич. идеи С. в новоевроп. эпоху выступает социальная и технич. утопия, ставящая на место подаренного богом трансцендентного сущего посюстороннее будущее, планируемое самими людьми, к-рые планируют при этом также и собств. сущность. Утопич. социализм (напр., в анфантеновском варианте) и тем более бурж. утопия нередко перенимают внешние черты религ. сальвационизма. В особенности это относится к крайне реакц. утопиям фашизма, в центре к-рых стоит образ "вождя", окруженный псевдомистич. ореолом носителя эсхатологич. С. (ср. R. Guardini, Der Heilbringer in Mythos, Offenbarung und Politik, Stuttg., 1946). Подобная же имитация религ. веры в "спасителя" характерна для идеологии совр. китайского маоизма.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., О религии. [Сб.], М., 1955; Глубоковский Н. Н., Искупление и искупитель по Евр. II, П., 1917; Lietzmann H., Der Weltheiland, Bonn, 1909; Otto Ft., West-östliche Mystik. Vergleich und Unterscheidung zur Wesensdeutung, 2 Aufl., Gotha, 1929; Staerk W., Soter, [Bd] 1, Gütersloh, 1933; его же, Die Erlösererwartung in den östlichen Regionen, Stuttg., 1938; Löwith K., Weltgeschichte und Heilsgeschehen, 3 Aufl., Z., 1957.
С. Аверинцев. Москва.
СПАСЕ́НИЕ,СПАСЕ́НЬЕ, -я; ср.
1. к Спасти́ и Спасти́сь. С. имущества от огня. Медаль за с. утопающих. Найти убежище для спасения от грозы.
2. То, что спасает, избавляет от чего-л.; выход из опасного, затруднительного положения. С. пришло неожиданно.
◊ Спасе́ния нет. 1. (от кого-чего). Не избавиться, не спастись. От мышей спасения нет. -2. Об очень сильном проявлении чего-л.; очень сильно. Пить хочется - спасенья нет. Танцевать она любила - спасенья нет!
* * *
спасе́ниев религиозном мировоззрении состояние человека, характеризующееся избавлением от зла — греха, страдания, смерти. Противопоставление грехопадения (понимаемого либо как вина перед личным Богом, либо как неразумное вхождение личной или мировой души в круговорот материального бытия) и спасение определяет внутренний строй теистических религий (иудаизма, христианства, ислама), а также восточных вероучений типа зороастризма, манихейства, буддизма и т. п. Все эти религии иногда называют религиями спасения.
I. СПАСЕНИЕ И ПОГИБЕЛЬ
Божье С. особенно ярко высвечивает то погибельное состояние, в к-ром пребывает мир. В результате непослушания и отпадения человечество оказалось во власти греха и смерти (Рим 5:12, 16,19; 1Кор 15:22). Наказание падшему человечеству простирается на все творение, все оно осуждено на "суету" (Рим 8:20), т.е. на бессмысленное и ничтожное существование. Т.о., "спасение и избавление" означают устранение этого бедствия и восстановление первонач. состояния (Деян 4:28; Еф 1:4,11 и след.).
II. СПАСЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Всякая помощь Бога рассматривается в ВЗ как С.(Исх 14:13; Суд 15:18; Пс 17:3,36; 117:14; Ис 60:18), но все отчетливее это понятие концентрируется на основополагающей, спасающей Божьей помощи (Пс 97:1-3), обетованной в Мессии (см. Мессия) (Быт 3:15)и ожидаемой с надеждой (Быт 49:18; Пс 118:123,166). По Божьему промышлению, в этом преображении мира будут участвовать и язычники (Пс 71:11,17), и т.о. Божье С. будет простираться "до концов земли" (Ис 49:6).
III. СПАСЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Все высказывания о С. или о блаженстве в НЗ относятся к Иисусу Христу и Царству Божьему, к-рое явлено в личности Христа и Его деяниях и грядет в полноте в Его Втором пришествии (Лк 1:69; Деян 4:12; 16:17; Еф 1:13; Флп 1:19; 1Пет 1:5). С. и блаженство в НЗ - понятия тождественные; в переводе М.Лютера "блаженство" больше связано с прощением, оправданием и освобождением от вечного суда, в то время как слово "спасение" чаще употребляется при описании жизни в новом Божьем Царстве:
1) словом "С." обозначается совершенное благое деяние Иисуса Христа. В словах и деяниях Христа, особенно в Его смерти и воскресении, осуществились великие ветхозаветные обетования (2Кор 1:20): сатана лишился своей власти (Ин 12:31; 16:11), грехи прощены (Еф 1:7), далекие от Бога приблизились к Нему (Еф 2:13), человек был освобожден от власти греха (Ин 8:36; Рим 1:24; 6:14; 8:2). Приход Иисуса Христа ознаменовал собой начало нового времени - времени С. (Гал 4:4 и след.). Наступил решающий поворот в свящ. истории, началась новая эра, в к-рой Бог, как Спаситель и Царь, творит все заново (Рим 3:21 и след.). Произошел коренной переворот, в результате к-рого мы навсегда избавлены от власти тьмы и введены в Царство Сына Божьего (Кол 1:13; ср. Рим 6:15 и след.). Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос исполнил Божью волю к С. грешников (Ин 19:30; Флп 2:8) и приобрел для погибающего мира спасительную благодать (Рим 1:16; Гал 1:4; Еф 2:5; 1Фес 5:9);
2) словом "С." обозначается так-же и непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа, к-рое происходит в период между Его вознесением и Вторым пришествием и к-рое превращает это время в "день спасения" (2Кор 6:2). Воскресший Господь и ныне действует в мире (Ин 15:16; Еф 4:4-6), Словом и Духом защищая и поддерживая Свою Церковь (Ин 10:27 и след.), избранную из всех народов (Мф 28:18 и след.) ко С. (1Пет 1:5). Через Своих посланников Он распространяет Благую Весть по всему миру (Рим 10:17 и след.). Творя чудеса, храня и защищая людей, руководя ими, исцеляя и освобождая их, а также наказывая и осуждая, Христос подтверждает Свою цар., Божеств. власть. Так Он готовит мир ко дню Своего Второго пришествия. Иисус Христос постоянно творит вечное С. человека от смерти и проклятия;
3) наконец, словом "С." определяется полнота Царства Божьего на земле (Откр 7:10; 12:10; 19:1). Дарованная в Иисусе новая реальность уже наступила, но полноту она обретет лишь в будущем (Рим 13:11). Вечное С., дарованное нам через Христа и в Нем пребывающее, мы можем познать в вере, и когда-нибудь мы приобщимся к С., увидев Бога "как Он есть" (1Ин 3:2). Мы будем избавлены от последнего Суда, ибо наши имена записаны в Книге жизни (Откр 20:12). Нас ожидает "искупление тела нашего" (Рим 8:23), преображение его (1Ин 3:2), встреча с Иисусом "лицом к лицу" (1Ин 3:2; ср. 1Кор 13:12), последняя, окончат., победа Иисуса над всеми Его врагами (Откр 21), вечное блаженство без слез, без боли и смерти (ст. 4). Полное Божье С. наступит, когда все враги будут повержены (Откр 20:10,14) и честь будет воздаваться единому Богу (Откр 19:6 и след.), Которому при-надлежат "царство, сила и слава вовеки".
спас’ение — избавление от суда и вечного наказания. Слово это иногда употребляется и в мирском, временном значении, как избавление от зла и бед (Суд.10:1; 1Цар.11:13; Евр.11:7 ), но в более важном — духовном смысле оно обозначает прощение греха и введение верующего в Царство Божие (Лук.1:77 ). Грех есть наибольшее зло, от которого происходят и все наши временные несчастья; он же является причиной вечной погибели, поэтому спасение от греха и его последствий есть высшее благо для человека. Через весь Ветхий Завет проходит надежда на грядущее спасение (Пс.13:7; Пс.84:8,10; Пс.118:81; Ис.46:13; Ис.56:1 ), которое и было даровано Богом во Христе Иисусе, когда пришла полнота времени (Мар.1:15; Иоан.3:16; Гал.4:4 ). Никаким иным путем, но только во Христе верующая душа получает спасение и входит в вечное Царство Божие. (см. грех, искупление)