«забота»

забота в словарях и энциклопедиях

Значение слова «забота»

Источники

    Словарь форм слова

    1. забо́та;
    2. забо́ты;
    3. забо́ты;
    4. забо́т;
    5. забо́те;
    6. забо́там;
    7. забо́ту;
    8. забо́ты;
    9. забо́той;
    10. забо́тою;
    11. забо́тами;
    12. забо́те;
    13. забо́тах.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Даля

    жен. заботка, заботушка, заботанька; заботишка; заботища; усердные хлопоты, беспокойное попеченье, радушное беспокойство о ком или о чем; гребта. Всякому дню подобает забота его. День придет, и заботу принесет. Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Работы без заботы нет, а забота и без работы живет. Не работа сушит, а забота. Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет! Работнику работа, хозяину забота. Лишние деньги - лишние заботы. От пятницы до суботы носи сапог без заботы, твер. дразнят кимряков. Заботный, сопряженный с заботами, хлопотливый. Легко, да заботно, измает пуще лому, тяжелой работы, Зботливый, заботящийся, попечительный, усердный, Зботяш, ий человек, сев. то же. Руки под голову, заботливый спит. Заботность жен. свойство, принадлежность заботного. Заботливость жен. принадлежность заботливого человека. Заботить кого чем, озабочивать, заставлять заботиться, причинять заботы. Иного все заботит, другому все нипочем. -ся, о чем, быть озабочену чем, хлопотать, стараться, печься, радеть; беспокоиться. опасаться. Заботник муж. -ница жен. попечитель, старатель, радетель, кормилец. В ·свадебн. песнях отец и мать невесты.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ЗАБО́ТА, -ы, жен.

    1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству.

    2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке.

    3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. заботой.

    4. заботами кого, в знач. предлога с род. Благодаря чьим-н. усилиям, стараниям. Заповедник создан заботами учёных.

    • Не было заботы (разг.) выражение недовольства по поводу чего-н.

    Не моя забота (разг.) не моё дело, меня не касается.

    Мне бы ваши заботы (разг. шутл.) говорится в знач.: мои заботы, огорчения гораздо серьёзнее ваших.

    Что за забота! (разг.) неважно, несущественно. Он сердится, а мне что за забота!

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Беспокойная мысль о чем-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности.

    Неугомонная забота Его тревожит; мыслит он: — Неужто вправду я влюблен? Пушкин, Граф Нулин.

    У него теперь было много забот. И главной из них была: сумеет ли он быть начальником над своими товарищами. Горбатов, Таян-начальник.

    || с неопр. Дело, задача.

    По приезде на станцию первая забота была поскорее переодеться, вторая спросить себе чаю. Пушкин, Станционный смотритель.

    Теперь у нас были три заботы: первая — найти воду, вторая — найти топливо и третья — найти защиту от ветра. Арсеньев, Дерсу Узала.

    2.

    Внимание к потребностям, нуждам кого-л.; попечение о ком-л.

    Забота о больном. Проявить заботу.

    || обычно мн. ч. (забо́ты, -бо́т). Хлопоты.

    [Мать] стояла в белом переднике , очевидно, только что оторванная от вечных забот по хозяйству. Короленко, Парадокс.

    без забот

    беспечно, легкомысленно.

    не моя {(}твоя, его{ и т. д.)} забота

    не мое дело; меня не касается.

    не было заботы!

    о неожиданном и неприятном деле.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ЗАБО́ТА, заботы, жен.

    1. Беспокойство, опасение. Отца угнетала забота о дальнейшей судьбе сына. «Тоска, предчувствие, заботы теснят твою всечасно грудь.» Пушкин.

    2. только мн. Хлопоты. Весь день его был наполнен служебными заботами.

    || Уход, попечение. Хозяйка нас окружила заботами.

    3. с инф. Задача, неотложное дело (разг.). «По приезде на станцию первая забота была поскорее переодеться.» Пушкин.

    Без забот - беспечно, легкомысленно. Это моя (твоя и т.д.) забота, в знач. сказуемого (разг.) - заняться этим должно мне (тебе и т.д.). Это уж твоя забота. (И) заботы мало кому (разг.) - кто-нибудь пренебрегает своей обязанностью, не хочет этим заняться. Не было заботы! (фам.) - о неожиданном и неприятном деле.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Беспокойство, опасение.

    2.

    Хлопоты о ком-либо или о чём-либо.

    отт. Попечение, уход.

    3.

    разг.

    Неотложное дело, задача.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    забо́та укр. забо́та, др.-русск. забота, зобота (Срезн. I, 896), сюда же диал. зоба́ться "заботиться, хлопотать", не зобли́сь обо мне "не заботься...", владим., новгор., псковск., тверск., олон. (Кулик.), зоблеться "беспокоиться", зо́блиться "заботиться", тихвинск. (РФВ 62, 295). Возм., связано чередованием с сербохорв. зо̀бати, зо̏бљем "есть (зерно)", словен. zóbati, zóbljem "клевать, есть, пожирать", потому что забота гложет, ест человека; см. Преобр. I, 239. Относительно знач. ср. болг. гри́жа "забота" и т. д., русск. грызу́, см. гры́жа (Бернекер 1, 359). Русск. гл. нельзя отделить от сущ. Поэтому едва ли за-бота от бо́тать "бить", вопреки Мi. ЕW (90), Бернекеру (1, 78), Леру-Сплавинскому (RS 9, 38), Соболевскому (РФВ 65, 418 и сл.); ср. Преобр. I, 240. Принимая исходное заб-от-а, Цупица (GG 194 и сл.) пытается установить родство с др.-англ. cópenǽre "любовник", се́раn "стеречь, заботиться", англ. tо kеер, что сомнительно. Связь с жабота́ "забота", жебта́ться "жаловаться", жебти́ться "заботиться" сомнительна в фонетическом отношении. Производить забо́та из *забъвота (см. Горяев, ЭС 113) нет оснований. См. зоб.

    • [См. еще Якобсон, "Word", 8, 1952, стр. 387. Маловероятно сближение с ирл. gabud "опасность" – см. О᾽Брайен, Zeuss memorial volume, "Сеltiса", vol. 3, Дублин, 1956, стр. 168. – Т.]

  13. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. care, concern, anxiety, worry, trouble забота о человеке ≈ concern for people people's/public welfare быть окруженным заботой ≈ to be given every support/encouragement домашние заботы ≈ household chores проявить хозяйскую заботу ≈ (о чем-л.) to take a proprietary interest (in) тяжесть забот ≈ weight of cares проявлять заботу ≈ (о ком-л./чем-л.) to show concern (for/about), to take trouble (about) не было заботы! ≈ as if we didn't have enough to worry about ему заботы мало ≈ what does he care? без забот не моя заботазабот|а - ж.
    1. (тревога) anxiety, worry;

    2. (о пр.;
    попечение, хлопоты ) care (for);
    concern (for);
    ~ о человеке concern for the individual;
    ~ о людях concern for people`s wellbeing;
    это уже ваша ~ that`s your lookout;
    ему мало ~ы what does he care?;
    ~ить несов. (вн.) worry (smb.);
    ~иться, позаботиться (о пр. )
    3. (тревожиться) be* worried/anxious (about);
    он ни о чём не ~ится he shows no concern for anything, he takes no interest in anything;
    ~иться о том, чтобы... see* to it that...;

    4. (окружать заботой) look after (smb.), take* care (of);
    ~иться о детях take* care of children;
    ~ливость ж. solicitude, care, thoughtfulness;
    ~ливый (внимательный) considerate, solicitous, thoughtful;
    (старательный) careful;
    ~ливое отношение к делу careful attitude to one`s work.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Русско-английский словарь математических терминов

    f.responsibility, care

  17. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    забота ж 1. Sorge f c (о ком-л., о чём-л. um); Unruhe f (беспокойство) без забот sorgenfrei, ohne Sorge(n) 2. (попечение) Sorge f; Fürsorge f (für) забота о детях Sorge um die Kinder окружить заботой sorgen vi (кого-л. für) а это уж моя забота das laß schon meine Sorge sein вот не было заботы! das hat noch gefehlt!

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)Sorge f(о ком-либо, о чем-либо - um); Unruhe f(беспокойство)

    без забот — sorgenfrei, ohne Sorge(n)

    2)(попечение) Sorge f; Fürsorge f (für)

    забота о детях — Sorge um die Kinder

    окружить заботой — sorgen vi(кого-либо - für)



    это уж моя забота — das laß schon meine Sorge sein

    вот не было заботы! — das hat noch gefehlt!

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)(беспокойство) souci m (de qn, deqch)

    предмет забот — préoccupation f

    без забот — sans souci

    ему (и) заботы мало разг. — il s'en moque

    это (уж) твоя забота — c'est à toi de t'en occuper

    это не твоя забота — ça ne te regarde pas

    2)(попечение, уход; хлопоты) soin m (de qn, deqch)

    забота о человеке — souci m de l'homme

    забота о благосостоянии населения — souci du bien-être de la population

    заботы по хозяйству — soins ménagers



    не было заботы! разг. — il ne manquait plus que cela!

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    1)(беспокойство) preocupación f, inquietud f

    забо́та о бу́дущем — preocupación por el futuro

    без забо́т — sin preocupación

    ему́ (и) забо́ты ма́ло разг. — no le preocupan sus obligaciones; le importa todo un bledo

    2)(попечение; хлопоты) preocupación f, solicitud f; cuidado m(уход); desvelo por

    забо́та о челове́ке — preocupación por la persona

    забо́та о больно́м — cuidado por el enfermo

    забо́ты по хозя́йству — preocupaciones domésticas

    прояви́ть забо́ту (о +предл. п.) — preocuparse (por)

    досто́ин вся́ческой забо́ты — por la preocupación que merece



    не́ было забо́ты! — ¡no faltaba más que esto!

    не моя́ (тво́яи т.д.) забо́та — a mi (a ti,etc.) no me (no te,etc.) incumbe; no es de mi (de tu,etc.) incumbencia

    у него́ забо́т по́лон рот, он весь в забо́тах — anda en constante ajetreo, está atareado hasta los pelos, está desbordado (liadísimo)

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)(беспокойство) inquietudine, pensiero m, preoccupazione

    он живет / обходится без особых забот — vive spensieratamente, senza tante preoccupazioni

    2)(попечение о ком-л.) cura, sollecitudine, premura

    окружить кого-л. заботой — rivolgere mille premure a qd

    3)мн.(хлопоты) fatiche, lavoro sistematico

    центр создан заботами ученых — il Centro è stato creato grazie alle fatiche di scienziati



    не было заботы разг. — ci voleva anche questa

    не моя забота разг. — e una cosa che non mi riguarda

    что за забота! разг. — non mi fa un baffo!

    мне бы ваши заботы! — fossero questi i miei grattacapi! ho da pensare a ben altro!

    вашими заботами — grazie gentile intercessione>

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Философская энциклопедия

    ЗАБОТА

    — активность, направленная на достижение блага к.(ч.)-л. Среди объектов З. называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные ин-ты. В качестве особого предмета З. выступает отношение человека к самому себе и к др. людям. М. Хайдеггер анализировал З. в терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден З. и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и событие с другими. М. Фуко считал принцип «заботы о себе» древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование З. о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.

    Трактовка З. как деятельно-заинтересованного отношения к другим, противоположного враждебности, эгоизму, манипуляции в корыстных интересах, равнодушию и основанного на осознании значимости связи между людьми, их взаимозависимости, имеет корни в различных филос. и культурных традициях. Конфуций главным качеством «благородного мужа», мерой всех добродетелей считал человеколюбие-жэнь. В Упанишадах бог Праджапати заповедует подавление страстей, подаяние бедным и сострадание к ближнему. В учении Будды важное место занимает понятие сострадания (любовь, отсутствие ненависти, непричинение вреда), значимость которого обусловлена представлением о взаимосвязанности и взаимозависимости всех живых существ.

    В антич. философии тема З. как особого отношения между людьми возникает гл.обр. в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, «узы между людьми» поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью). Образом и образцом нравственно прекрасного единения, согласно антич. философам, является, в частности, дружеская любовь-привязанность (греч. filia). Высшей ценностью в дружеских отношениях является сам друг. Дружба как согласие предполагает доверие и с необходимостью исключает враждебность, своеволие, охваченность разъединяющими страстями (Пифагор). В ней проявляются способность к сочувствию, готовность помогать, разделять тяготы, не препятствовать по причине неумеренного желания блага стремлению друга добиться больших успехов, если это влечет за собой риск для его благополучия (Цицерон). Дружеская привязанность проявляется по-разному, в зависимости от конкретных лиц и конкретных обстоятельств. Аристотель указал на деятельный характер дружбы: ее целью является действие-любовь. Одно из ее проявлений — благодеяние, существенной чертой которого, как и дружбы, является бескорыстность. Сенека именно благодеяние считал «главнейшим связующим звеном» для общества и «содружества человеческого рода» вообще. Сущность благодеяния он видел не в материи, а в душевном расположении, с которым совершается конкретный поступок, несущий благо другому. Чтобы благодеяние достигло своей цели, надо любить.

    В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется «самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением», составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов. По христианскому учению, именно через любовь к Богу естественное влечение людей друг к другу наполняется духовным содержанием.

    В новоевропейской моральной философии близким христианскому понятию милосердия является понятие благожелательности — центральное в этическом сентиментализме. И. Кант сентименталистской трактовке благожелательности противопоставил «практическую»: с позиции этики долга любовь к людям должна быть отнесена не к чувству, а к деятельному благоволению, в основании которого лежит максима — «долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или нет) согласно этическому закону совершенства: люби ближнего своего как самого себя». Вместе с тем он не отрицал вспомогательной значимости внеморального спонтанного добросердечия как «женской», прекрасной добродетели, которую рассматривал в сопоставлении с собственно моральной «мужской», возвышенной добродетелью, основанной на универсальных принципах справедливости. В отличие от Канта А. Шопенгауэр саму сущность морали осмысливал в единстве «более мужской» и «более женской» добродетелей справедливости и человеколюбия. Значение добродетели справедливости, по Шопенгауэру, отрицательно, оно выражается в требовании «не вреди», человеколюбия — положительно и выражается в требовании помощи.

    Анализ З. в контексте противопоставления преимущественно женской моральной позиции как заботливой преимущественно мужской как позиции беспристрастной справедливости был предпринят в современной феминистской этике З. К. Гиллинан, Н. Ноддингс, С. Радек, Дж. Тронто и др. Феминистская трактовка, по существу, воспроизводит ключевые характеристики З., раскрытые в предшествующей этике. Ее особенность состоит в попытке перенести рассуждение о З. в иной этико-философский контекст, исключающий трансцендентный идеал (Бога, абсолютный моральный закон и т.д.). З. здесь основана исключительно на чувстве непосредственной связи конкретных людей и поддерживает эту связь. Именно конкретный человек во всем многообразии его жизненных проявлений здесь наделяется высшей ценностью.

  29. Источник: Философская энциклопедия



  30. Энциклопедический словарь

    ЗАБО́ТА -ы; ж.

    1. о ком-чём. Беспокойная мысль о чём-л.; сосредоточенность мыслей на исполнении чего-л., на удовлетворении какой-л. потребности. Жить без забот. Много забот у кого-л. З. о будущем, об урожае. З. о пропитании, о потомстве, о детях, о здоровье. // (с инф.). Дело, задача. Твоя з. устроить ребёнка в ясли. З. обеспечить себе кусок хлеба.

    2. Внимание к нуждам, потребностям кого-л.; попечение о ком-л. З. о больном. Проявить заботу. Благодарность за заботу. // обычно мн.: забо́ты, -бо́т. Хлопоты. Не избежать вечных забот по хозяйству.

    Без забо́т. Беспечно, легкомысленно. Не моя (твоя, его и т.п.) забо́та. Не моё дело; меня не касается. Не было забо́ты! О неожиданном и неприятном деле.

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Забота (евр. дэага йагон), в первую очередь - беспокойное и гнетущее состояние, связанное с обдумыванием предстоящего поступка или события (Пс 12:3, в Синод. пер. - "скорбь"; Притч 12:25, в Синод. пер. - "тоска"; Иез 12:18 и след., в Синод. пер. - "печаль"). Наряду с этим слово "З." означает опеку сильного над слабым, над тем, кто доверен сильному или зависим от него. В этом смысле Бог заботится о Своих (Неем 9:21; Пс 54:23; 1Пет 5:7), как и обо всем сотворенном мире (Мф 5:45; 6:26,28-30). В этом смысле следует понимать Его призыв не заботиться о пище и одежде (Пс 126:2; Мф 6:25-34; Лк 21:34; ср. Пс 39:18). Бог повелевает ученикам не заботиться о правильных ответах правителям, ибо им "будет дано, что сказать" (Мф 10:19,20; Лк 12:11). Павел также советует обращаться во всех своих делах к Господу (Флп 4:6 и след.), ибо тот, кто всецело отдается своим З., становится невосприимчивым к словам Божьим (Мф 13:22; Мк 4:19; ср. Ис 57:11); такой человек живет в отрыве от реальности (Еккл 5:2). Праведной З. является З. о собственном грехе, т.е. осознание греха (Пс 37:19). Следует заботиться о других, особенно о своей семье и родных (1Тим 5:8,16). Апостолы и предстоятели несут З. о церквах (2Кор 11:28; Флп 2:20; 1Тим 3:5), а церкви, в свою очередь, заботятся о мужах, служащих им (Флп 4:10). Но всегда существует опасность впасть в чрезмерную, по сути своей эгоистическую, З. о ближних (1Кор 7:32-34); за такими заботами человек перестает внимать Богу и не ищет Его воли (Лк 10:41 и след.).

  33. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  34. Словарь антонимов

  35. Источник:



  36. Тезаурус русской деловой лексики

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: